0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дистанционное обучение детей инвалидов

Дистанционное обучение детей инвалидов

У детей с проблемами здоровья сегодня есть возможность получать знания и профессиональные навыки через интернет. Такая форма обучения как дистанционная школа способствует адаптации ребёнка в обществе, не чувствовать себя одинокими, открывает новые перспективы для будущей деятельности. Обучающиеся осваивают профессию в комфортном для себя режиме и в привычной обстановке.

Условия развития дистанционного образования детей-инвалидов

Условия должны учитывать индивидуальные потребности особенных детей. Важнейшие из них следующие.

  • Преподаватели должны иметь соответствующую подготовку, что позволит им быть компетентными в вопросе особенностей обучения детей-инвалидов, иметь навыки организации образовательного процесса в дистанционной форме.
  • Учебники на время получения образования выдаются бесплатно.
  • Предоставляются компьютерная техника, выход в интернет, консультации по использованию компьютерного оборудования, используемого для обучения.
  • Учебный план, расписание, количество учебных часов по каждому предмету согласовываются с родителями ребёнка с ограниченными возможностями.
  • Как и в обычной школе, обучающийся выполняет контрольные работы, сдаёт экзамены, проходит итоговую аттестацию, по результатам которой получает документ об образовании.

Варианты организации процесса.

  1. Занятия с использованием веб-камеры.
  2. Чат-занятие.
  3. Телеконференция.

Особенности дистанционного обучения инвалидов

Индивидуальный учебный план создаётся при участии учебного заведения по месту жительства обучающегося и учитывает состояние здоровья, его потребности и пожелания родителей. Образовательное пространство организуется на дому у ребёнка, что особенно удобно для маломобильных категорий инвалидности. Использование компьютерных технологий повышает мотивацию к обучению, ведь сегодня это считается современным, интересным и передовым методом, что в дальнейшем может оказать влияние на выбор профессии.

Кроме обучения, реализуется задача по социализации ребёнка. Как и в обычной школе, при дистанционном обучении он общается с учителями, одноклассниками, участвует в творческих проектах, в исследовательской деятельности, находит друзей и вступает в сообщества по интересам.

Интернет-технологии активизируют познавательные интересы детей, привлекают новыми видами деятельности в сети, актуализируют стремление к самообразованию, помогают в подготовке и выполнении домашних заданий по предметам.

Закончив 9 класс, обучающиеся сдают основной государственный экзамен, а после 11 класса – ЕГЭ. После успешной сдачи они могут продолжить образование в высших учебных заведениях с такой же формой обучения.

Дистанционное обучение детей инвалидов на дому предоставляет возможность получить образование независимо от материального положения семей и от места жительства, получить дополнительные навыки, подготовиться к поступлению в ВУЗ. Особенно это актуально для сельской местности.

В Новосибирской области при Областном центре образования организована «Дистанционная школа», где с 2009 года успешно выполняются задачи:

  • Реализация прав детей с ОВЗ Новосибирской области на общее и дополнительное образование.
  • Создание условий и ресурсов для возможности дистанционного обучения.
  • Социализация детей, которые обучаются в дистанционной школе.

За всё время работы дистанционной школы сформировалась система по обеспечению условий для получения образовательных услуг детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ на дому. Важно, что новые ученики могут быть приняты в школу в течение всего учебного года и проживающие в любых районах Новосибирской области.

Проблемы обучения инвалидов

К особенным детям всегда требуется нестандартный подход, но даже самые опытные специалисты сталкиваются с проблемами при работе с такими детьми. Формирование учебных навыков обычно отстаёт в развитии и имеет свою специфику, что можно преодолеть некоторыми приёмами.

Таблица. Трудности и способы коррекции.

ПроблемаСпособ коррекции
Мотивация обучения связана с получением высоких оценок и с желанием быть не хуже всех.Успехи отмечать с осторожностью, не формируя у ребёнка переоценки своих возможностей. Предлагать проблемные учебные задания, требующих достаточных усилий для выполнения.
Учебные действия направлены на удовлетворение требований педагога.Формировать способность ставить перед собой цели, разделяя на более мелкие задачи.
Неумение планировать содержание и временной интервал своих действий.Обучать планированию собственной деятельности, помогать составлять план действий.
Слабо развит самоконтроль.Предлагать задания на самопроверку.
Коррекция своей деятельности не удаётся.Побуждать сравнивать свой ответ с правильным, находить недостатки выполнения задания.
Читать еще:  Дают ли материнский капитал на 3 ребенка

Поведение детей с таким диагнозом не всегда позволяет им обучаться в обычной школе, хотя в периоды, когда нет обострений, это допустимо. В некоторых регионах рекомендовано обучать их на дому. В зависимости от степени адекватности педагог адаптирует учебный материал и образование может быть успешным, потому что шизофрения редко влияет на интеллектуальные способности. В детском и подростковом возрасте такой диагноз сегодня редкость, признаки этого заболевания проявляются в большинстве случаев уже во взрослом состоянии.

Заключение

Чтобы оценить эффективность дистанционного обучения, достаточно проанализировать количество детей, успешно аттестованных в результате прохождения ГИА и ЕГЭ, ставших победителями олимпиад и различных творческих конкурсов. Такой способ получения образования не уступает обычной школе и позволяет интегрировать обучающихся в общество, в котором им жить в дальнейшем.

Помните цитату Андре Моруа: «Каждому человеку в течение дня представляется не менее десяти возможностей изменить свою жизнь. Успех приходит к тому, кто умеет их использовать».

Образование детей-инвалидов дистанционно

Для школьников, которые не могут учиться наравне со здоровыми сверстниками по причине инвалидности, занятия могут организовываться дистанционно: на дому и даже в больницах.

Кто может воспользоваться льготой по закону

Получение надомного образования регламентируется № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» и приказами Минобрнауки РФ (№№ 1015, 1601, 536), постановлениями муниципального значения и локальными актами образовательной организации.

Узнать о том, при каких заболеваниях возможно надомное образование, можно из приказа Минздрава России от 30.06.2016 № 436н. В 2020 году в списке содержится более 60 болезней. В их числе новообразования, болезни крови и нервной системы.

Предельный возраст для получения льготы — 18 лет. Этот возраст рассчитывается из того факта, что, согласно ст. 54 Семейного кодекса РФ, в возрасте 18 лет наступает совершеннолетие, и человек перестает считаться ребенком.

Основные формы обучения и их особенности

За обучение детей-инвалидов на дому всю сумму педагогам оплачивает государство. Любые поборы с родителей противоречат законодательству.

01.09.2016 вступил в силу новый Федеральный образовательный стандарт начального общего образования для детей с ограниченными возможностями. Начавшие обучение в 2015г и раньше законодательно дискриминированы.

  • В их учебных планах стоит меньшее количество часов;
  • На местах им могут не предоставлять тьютора или ассистента.

Надомное обучение в общеобразовательной школе

  • Пользоваться школьной библиотекой в полном объеме, в том числе получать учебники и другие пособия на учебный год;
  • Получать от школьных преподавателей консультации по вопросам, касающимся организации обучения, подачи учебного материала и освоения программы;
  • Проходить аттестации, причем время и форма тестирования должна выбираться исходя из особенностей ребенка и фиксироваться в учебном плане;
  • По окончанию учебного заведения и успешной сдаче итоговой аттестации получить свидетельство об окончании установленного государством образца;
  • Получать компенсацию за питание в денежной форме. Для этого нужно написать заявление в местном отделении соцзащиты.

При этом ребенок считается учащимся данного учебного заведения. Если позволяет его физическое состояние, он может выборочно посещать уроки по желанию родителей или опекунов. В этом случае школьный методист должен составить индивидуальное расписание.

  1. Подать в школу заключение медицинской комиссии и заявление от родителей или опекунов на имя директора;
  2. Дождаться выхода приказа о зачислении. В нем должны содержаться сведения о программе, расписании и месте проведения занятий, количестве часов, а также задействованных преподавателях. На этой стадии возможен отказ;
  3. Получить на руки журнал учета домашних занятий. Заполнять его нужно тщательно: он необходим для проведения аттестации и получения итогового документа.

Согласно письму от 24.3.2017 № 08-ПГ-МОН-8002, учебная нагрузка не может быть меньше, чем 21 час в неделю.

Семейное обучение

Часто бывает так, что ребенок тяжело болен и не может посещать уроки вместе со здоровыми сверстниками, но инвалидности у него нет. Надомное образование при таких условиях невозможно по закону. Но выход есть — домашнее, или семейное обучение.

Читать еще:  Инвалид детства после 18 лет

Также как и при дошкольном обучении с ребятами занимаются сами родители, без привлечения школьного персонала. В отличие от надомной формы получения образования, семейную можно выбрать при любом состоянии здоровья, диагноз иметь не обязательно. Достаточно желания родителей.

Государство не контролирует процесс семейного обучения, давая родителям полное право решать, как, чему и по какому графику заниматься со своими отпрысками. Естественным критерием успешности их усилий будет являться сдача ребенком итоговых испытаний.

Если экзамен будет сдан неудовлетворительно, будет назначена пересдача. Если и со второй попытки не погасить академическую задолженность, ребенок будет переведен на школьное обучение

  1. Написать заявление на имя директора;
  2. Уведомить о своем выборе департамент образования. Можно подать туда заявление самостоятельно или через школьную администрацию.

Часто в этот период родителям звонят чиновники из департамента образования. Паниковать в этих случаях не стоит. Звонок является рутинной проверкой готовности взрослых членов семьи заниматься образованием детей.

Государственная компенсация

Законным представителям несовершеннолетних инвалидов могут выплачиваться ежемесячные выплаты за обучение на дому. Согласно текущей редакции закона «Об образовании», возможность их выплаты не исключается, но регулируется только региональными властями.

На практике в 2020 году выплаты осуществляют два субъекта РФ — Пермский край и Свердловская область. Муниципалитет Омской области отменил выплаты в 2018 году.

В столице ситуация такова, что несмотря на действующий закон №25 от 20 июня 2001 года родители добиваются выплат только в судебном порядке. Получение выплат — забота родителей.

Получить компенсацию можно только в том регионе, в котором проживает ребенок.

  • Заявление о необходимости финансирования обучения на дому;
  • Копии свидетельства о рождении ребенка и паспортов его законных представителей.

Начать процесс следует с разговора с директором школы о необходимости компенсации расходов на обучение. При получении отказа — обратиться в региональный департамент образования.

Региональные особенности

Узнать новости об образовательных проектах, доступных для инвалидов, и специфике программ их социальной защиты можно на порталах областных департаментов образования.

Коррекционные школы и школы-интернаты как альтернатива

Специализированные образовательные центры могут быть лучшим вариантом, если их профиль соответствует заболеванию ученика.

  • Реабилитации;
  • Социальной адаптации;
  • Психологической коррекции;
  • Компенсации заболевания.

Учащиеся в интернатах находятся на полном государственном пансионе. Они обеспечиваются бесплатным питанием, одеждой, обувью, необходимым инвентарем.

Начальные учебные заведения коррекционного типа бывают 7 видов. В классах таких школ меньше учеников, чем в общеобразовательных. Таким образом педагоги получают возможность уделить внимание каждому ребенку, что способствует лучшему усвоению программы.

ТипспециализацияПредельное наполнение класса
1Для глухих6
2Для слабослышащих и позднооглохших. Допустимы речевые дефекты10
2С тяжелым недоразвитием речи6
3Для слепых (зрение ниже 0,04)8
4Для слабовидящих (острота зрения от 0,08 до 0,4), а также страдающих косоглазием и амблиопией12
5Для страдающих тяжелыми речевыми патологиями12
6Для страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата10
7Для отстающих по психическому развитию при потенциально сохранном интеллекте12
8Для умственно отсталых, в зависимости от тяжестиОт 5 до 12

Выпускники подобных школ по желанию могут сдать ЕГЭ наравне с одиннадцатиклассниками, обучающимися по стандартной программе.

Сдача ЕГЭ

Инвалиды имеют законодательно закрепленное право на особый порядок сдачи ЕГЭ. Для того чтобы воспользоваться этой льготой, не позднее 1 февраля необходимо подать заявление на регистрацию. В нем следует описать условия, которые должны быть обеспечены инвалиду исходя из его диагноза.

  • Справку об инвалидности;
  • Рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии.

Вместо этих документов предусмотрено предоставление копий.

Читать еще:  До какого числа продлен материнский капитал

Онлайн-обучение для инвалидов

Ограниченные физические и материальные возможности отрывают от общественной жизни, затрудняют образование и трудоустройство. Дистанционное обучение — это возможность для инвалида получить профессиональное образование.

Для человека с ограниченными возможностями естественными требованиями являются:

— возможность получения, не выходя из дома, информации о востребованности тех или иных специалистов на рынке труда, об условиях обучения, о преподаваемых специальностях, о факультетах и их программах;
— возможность заочного зачисления в ВУЗ по результатам предыдущего обучения или опыта работы по выбранной специальности (в том числе перевод с очного обучения на дистанционное);
— нерегламентированная общая и «курсовая» продолжительность обучения;
— дистанционные технологии сдачи зачетов и экзаменов;
— возможность консультаций по телефону, интернет или по почте;
— льготная стоимость обучения;
— безналичная оплата обучения и почтовая рассылка методической литературы и рубежных контрольных заданий (в том числе по электронной почте).

Следует отметить, что во всех российских ВУЗах дистанционное обучение платное. Местами очень дорогое, до нескольких тысяч долларов за семестр. Правда, в некоторых случаях инвалидам при оплате делается скидка до 30%. Это очень важно, ведь если обучение в престижном университете обходится студентам достаточно дорого, то профессиональное онлайн-образование для инвалидов позволяет существенно экономить, получая диплом того же самого ВУЗа.

Сегодня предоставление услуг, связанных с продажей информационных технологий, востребовано и имеет ярко выраженную коммерческую направленность.Потому еще двадцать лет назад количество сайтов, посвященных общим проблемам дистанционного обучения исчерпывалось тремя десятками, основным поставщиком которых являлось Министерство образования России. А уже с 2004 года в интернете появилось более 1100 сайтов, связанных не с общими проблемами дистанционного обучения, а с развитием и внедрением систем дистанционного обучения для инвалидов. Примеры некоторых из них можно увидеть в конце этой статьи.

Электронные и интернет-технологии открывают для людей с ограниченными возможностями здоровья новые перспективы и позволяют получить профессию в максимально удобном для себя режиме. Для учебы достаточно иметь компьютер, ноутбук или планшет с интернет-доступом.

Пример организации места для обучения лежачему инвалиду с помощью специального столика для ноутбука

(продается такой, например, здесь: https://goods-land.ru/p94713018-stolik-dlya-noutbuka.html )

Дистанционное образование для инвалидов, особенно маломобильных, — это интерактивная среда, в которой доступна та же программа и учебники, что и другим студентам, которые зачислены на очное, заочное или вечернее отделение.

Онлайн-факультеты дают возможность получать высшее образование в любом месте, в любое время и по собственному удобному графику. Данные платформы предлагают следующие преимущества:

— Широкий выбор специальностей. Онлайн-факультеты объединяют множество программ обучения, на каждой из которых можно получить востребованную профессию и пройти через уровни высшего профессионального образования: бакалавриат, магистратура, дополнительное образование. Для инвалидов предусмотрены льготные условия приема на каждую программу. Например, в 2018 году законодательно было утверждено, что для инвалидов выделят не менее 10% всех бюджетных мест.

— Социализация. В рамках e-Learning обучение инвалидов проходит в смешанных онлайн-группах. В платформу интегрированы социальные возможности, такие как виртуальные классы, чаты, блоги, обмен графикой и видео. Дистанционное обучение инвалидов в ВУЗах не равно отсутствию общения.

— Диплом государственного образца. По окончании выдается диплом государственного образца, форма обучения — заочная.

— Легкое изучение материала. Видеолекции с наглядной графикой можно посмотреть несколько раз, интерактивные тесты и контрольные интуитивно понятны. Если же что-то непонятно, можно спросить у онлайн-консультанта.

Интересные и современные специальности, востребованные на российском рынке труда и ориентированные на практическую подготовку программы — все это онлайн-обучение инвалидов. Каждый может выбрать то, что ему по душе — от информационных технологий и до интернет-маркетинга и дизайна. Среди множества направлений легко найти то дело, которое поможет реализовать себя и стать успешным профессионалом своего дела.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector