8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Абилитация это в медицине

Что такое абилитация инвалидов

3 минуты Светлана Поздникова 544

Для людей с инвалидностью важны не только реабилитационные программы, но и абилитационные. Они направлены на максимальную социализацию больного, которая позволит вести полноценную жизнь. В данной статье говорится, что такое абилитация инвалидов.

Что такое абилитация

Термин абилитация обозначает проведение комплекса мероприятий лечебно-педагогического направления, которые направлены на лечение патологии, приобретение новых навыков, опыта, социализацию. Это довольно долгий процесс. Его цель заключается в приобретении инвалидами новых навыков, умений, которые ранее не проявлялись, и их развитие.

Данное понятие подразумевает комплексный подход, основанный на получении:

  • медицинской помощи;
  • социальной поддержки;
  • психологической консультации;
  • педагогических мероприятий.

Манипуляции, проводимые в данном комплексе, направляются на компенсирование нарушенной или утраченной функции больного, стимулирование вероятных возможностей. В итоге у пациента должен быть сформирован оптимальный адаптационный навык социального отношения с наращиванием общественного потенциала.

Необходимо для каждого конкретного больного разработать индивидуальную программу, которая будет учитывать:

  • психическое здоровье пациента;
  • физические особенности организма;
  • навыки, умения, которые остались у больного;
  • тяжесть заболевания или травмы.

Отличия от реабилитации

Сегодня большинство людей путают между собой определения реабилитации и абилитации. В ходе проведения медицинско-социальной комиссии не только определяется возможность присвоения инвалидности и установления ее группы, но и назначается индивидуальный реабилитационный и абилитационный планы, которые состоят из:

  • формы мероприятий, которые направляются на восстановление утраченной функции на фоне общего заболевания или травмы;
  • сроков проведения данных мероприятий;
  • видов оказываемой инвалиду помощи;
  • оказываемых объемов.

Медицинская реабилитация состоит из комплекса мероприятий, которые направляются на снижение степени ограничения жизнедеятельности маломобильного гражданина. Выделяются следующие виды реабилитации: общий, включающий в себя консервативное лечение, наблюдение за больным, специализированный, основанный на оперативном вмешательстве, протезировании, лечении в специальных учреждениях.

Медицинская абилитация включает в себя мероприятия, оказывающие замещающие утраченной функции действия:

Реабилитационные меры социального характера являются совокупностью процедур, определяющих общественный порядок, правила семейно-бытового характера, учитывая потребности инвалида. Они состоят из социально-средовой ориентации – комплекса мер, помогающего выявить наиболее проявляющиеся у маломобильного человека умения. На их основе разрабатывается его вид общественной деятельности.

Также речь идет о социально-бытовой абилитации, представленной комплексом мер, которые позволяют выбрать наиболее оптимальный режим семейной жизни, общественной деятельности. Получается, что социальная абилитация является подразделом реабилитации и включает в себя консультирование инвалида, обучение инвалида и членов его семьи, обучение инвалидов самообслуживанию.

Также в перечень включают приспособление жилища, в котором проживает маломобильный человек, для его потребностей, ведения нормального образа жизни, способности самостоятельного обслуживания, социально-средовую ориентацию, состоящую из приобретения навыков общения, обучения независимости, приобретения умения по восстановлению сил, помощи при решении проблем личного характера, психологического сопровождения.

Когда лучше начинать абилитацию

Абилитационные мероприятия наиболее приемлемы для детей. Хотя могут использоваться и для других возрастных групп. Индивидуально разработанные занятия позволяют достичь желаемой цели альтернативным способом, если оказались заблокированными привычные пути. Они направлены на адаптацию окружающей среды под отсутствующие функции.

Чем раньше начать абилитацию, тем можно достичь большего успеха. Поздно начатые занятия могут быть малоэффективными. Например, чтобы помочь ребенку с центральным параличом приспособиться, нужно начать логопедические, педагогические, лечебные мероприятия на первом году жизни.

Если реабилитация начинается с первых дней жизни малыша, то абилитацию лучше начать с момента мониторинга будущей мамы и выхаживания ребеночка, имеющего отклонения в развитии. Своевременно начатые абилитационные мероприятия направлены на улучшение физического состояния больного, лучшую социализацию, позволяют найти себя в жизни.

Читать еще:  1 группа инвалидности льготы беларусь

Абилитация и реабилитация: в чем разница?

С 1 января 2016 года вступил в силу закон об абилитации инвалидов. Появилось новое понятие, созвучное с привычным нам термином «реабилитация». Однако разница между ними все же есть.

Если кратко, то абилитация ( от лат. habilis — быть способным к чему — либо ) — первоначальное формирование способности к чему — либо . Термин применяется преимущественно к детям раннего возраста с отклонениями в развитии , в отличие от реабилитации — возвращения способности к чему-л ибо , утраченной в результате болезни , травмы и др . [педагогический терминологический словарь].

Общие понятия о реабилитации лиц с ограниченными функциями здоровья

В стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 48/96, принятая на сорок восьмой сессии ГА ООН 20 декабря 1993г.), в разделе «Основные понятия в политике в отношении инвалидов», сформулировано общеупотребительное понятие реабилитации, основанное на идеях Всемирной программы действий в отношении инвалидов.

Из этого международного определения «реабилитации» следует определенная аналитическая схема самого процесса реабилитации, которая включает следующие составные части (реабилитационные конструкты):

1. Социальная реабилитация, обеспечивающая реабилитацию человека с инвалидностью как социального субъекта;
2. Педагогическая реабилитация, обеспечивающая реабилитацию человека как субъекта деятельности;
3. Психологическая реабилитация, которая обеспечивает реабилитацию человека с инвалидностью на уровне личности;
4. Медицинская реабилитация, которая обеспечивает реабилитацию на уровне биологического организма человека.

Все приведенные компоненты составляют идеальную модель реабилитационного процесса. Она является универсальной и может применяться при стратегическом планировании любого центра или учреждения реабилитации человека с инвалидностью, который имеет целью предоставление наиболее полного комплекса реабилитационных услуг.

Когда рождается ребенок с функциональным ограничением, это означает то, что он будет не в состоянии развить все функции, необходимые для нормальной жизни, или, возможно, функциональность этого ребенка не будет развита так же, как функциональность его сверстников. Ребенок, невзирая ни на что, остается ребенком: с потребностью в любви, внимании и воспитании согласно своей уникальной натуры, и к нему необходимо относиться, в первую очередь, как к ребенку.

Слово «абилитация» происходит от латинского «habilis», что означает «быть способным». Абилитировать означает «делать состоятельным» и используется вместо слова «реабилитировать», которое употребляется в смысле восстановления утраченной способности.

Отсюда получается, что этот процесс наиболее актуален в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья. Хотя применяется и к другим людям, моральное здоровье которых подорвано (к примеру, осужденным). Абилитация означает не только стремление лечить или модифицировать физические или умственные расстройства, это означает также обучение ребенка достигать функциональных целей альтернативными путями, если привычные пути блокированы, и адаптировать окружающую среду для компенсации отсутствующих функций.

Следует заметить, что поздно начатая абилитация может оказаться малоэффективной и трудновыполнимой. Так может быть, например, в случае, если дети с церебральными параличами и грубыми задержками речевого развития начинают получать соответствующую помощь лишь в возрасте восьми — одиннадцати лет. Опыт последних лет говорит о том, что комплекс лечебных, педагогических, логопедических и других мероприятий надо начинать уже на первом году жизни.

Читать еще:  Какие льготы имеют инвалиды 2 группы

Реабилитационные мероприятия начинаются с первых дней заболевания или получения травмы и проводятся непрерывно при условии этапного построения программы.

Абилитационные мероприятия могу начинаться с мониторинга состояния будущей матери и выхаживания ребенка с отклонениями развития.

Абилитация — многосторонний процесс, который одновременно обращает внимание на различные аспекты, для предоставления ребенку возможности вести жизнь, которая наиболее приближена к нормальной. Нормальная жизнь, в данном контексте означает жизнь, которую бы имел ребенок при отсутствии своих функциональных ограничений.

Абилитация и реабилитация – это комплекс мер, направленных на адаптацию в обществе и преодоление патологических состояний людей с ограниченными возможностями здоровья.

Задача и абилитации, и реабилитации — помочь инвалидам как можно успешнее социализироваться, устроить и личную и профессиональную жизнь.

Отличительные особенности в проведении мероприятий реабилитации и абилитации

Законодательство о социальной поддержке и государственной защите инвалидов содержит термины абилитация и реабилитация.

Итак, что они означают и в чем разница между этими двумя понятиями рассмотрим подробно в нашей статье.

Цели и задачи данных мероприятий

В соответствии со ст. 9 ФЗ N 181 от 24.11.1995 года под реабилитацией понимается система и процесс, которые способствуют частичному или полному восстановлению способностей, ранее утерянных инвалидом к общественной, бытовой, профессиональной или трудовой деятельности.

Под абилитацией понимается процесс формирования новых способностей, которые ранее отсутствовали к ведению трудовой, общественной, образовательной и бытовой деятельности.

Целью осуществления реабилитации является восстановление навыков, которые были утрачены в связи с наступлением стойкого ограничения здоровья с учетом специфики перенесенной лицом травмы.

К задачам реабилитации относят:

  1. Повышение скорости выздоровления;
  2. Улучшение вариантов исхода полученных травм в результате болезни;
  3. Сохранение жизни инвалида;
  4. Предупреждение возможности появления инвалидности или облегчение её проявлений;
  5. Возвращение человека в различные сферы жизнедеятельности;
  6. Восстановление профессиональных навыков.

Целью абилитации является приобретение инвалидами таких навыков, которых ранее у них не было, для их интеграции в обществе.

Между понятиями реабилитация и абилитация есть существенная разница. Как правило, процедуры по абилитации проводятся детям, сразу после рождения и выявления у них нарушения здоровья, для того, чтобы приобретенные в процессе абилитации навыки можно было использовать в жизни. Реабилитация же, как правило, проводится для того, чтобы навыки, утраченные в результате болезни или травмы, восстановить.

Программы для инвалидов

Индивидуальная

Индивидуальная программа реабилитации подразумевает проведение процедур и мер, которые включают в себя:

  1. Формы мер, направленных на восстановление утраченных функций;
  2. Сроки реализации этих мер;
  3. Виды необходимой помощи инвалиду;
  4. Объемы оказываемой помощи.

Она предполагает проведение следующих мероприятий:

  1. Медицинские (терапия, хирургия, санаторно-курортное лечение, получение технических средств);
  2. Социальные (юридическая помощь, консультирование, психологическая и культурная поддержка семей, в которой есть инвалид, обучение, проведение социальной реабилитации, физической);
  3. Профессиональные (консультирование о доступных формах труда, рекомендации о возможных противопоказаниях, ориентация, переобучение, техническое содействие при обучении или переобучении);
  4. Психолого-педагогические (дошкольное воспитание, обучение, предоставление технических средств для обучения, корректировка).

Реализации индивидуальной реабилитации осуществляется только по согласию инвалида.

Программа индивидуальной абилитации включает в себя следующие меры:

  1. Восстановительные (реконструктивная медицинская помощь, протезирование, ортезирование);
  2. Профессиональные (оказание помощи при устройстве на работу, меры адаптации на новом рабочем месте);
  3. Физкультурно-оздоровительные (привлечение к культурно-массовым мероприятиям, участие в соревнованиях);
  4. Социальные (предоставление возможностей к самореализации, оказание помощи в процессе поступления в высшие учебные заведения, налаживание социальных контактов).
Читать еще:  Какие льготы положены пенсионерам инвалидам 3 группы

Комплексная

Комплексная реабилитация – такой процесс, в котором участвуют специалисты разных направлений для восстановления умений и навыков, приобретенных ранее.

Направления комплексной реабилитации:

  1. Просветительское – реализация программ, направленных на изменение отношения общества к проблеме инвалидности, а также реализация программ, направленных на социализацию инвалидов в обществе и изменение их отношение к нему;
  2. Досуговое – создание программ по удовлетворению духовных и физических потребностей;
  3. Коррекционное – целью является устранение или компенсация ограничений жизнедеятельности, связанных с инвалидностью;
  4. Познавательное – выявление у и инвалидов желания к образованию, труду, общественной деятельности;
  5. Эмоционально-эстетическое – формирование знаний у инвалидов к желанию освоения мира.

Медицинская

Медицинская реабилитация – комплекс процедур, направленных на снижение степени выраженности ограничения в процессе жизнедеятельности у инвалидов.

Выделяют следующие виды медицинской реабилитации:

  1. Общая (применение препаратов, которые назначаются лечащим врачом, амбулаторное наблюдение);
  2. Специализированная (помощь в специализированных лечебных учреждениях, осуществление протезирования, проведение операций).

К медицинской абилитации относят:

  1. Протезирование;
  2. Отрезирование;
  3. Реконструктивную хирургию.

Социальная

Социальная реабилитация – это совокупность процедур и различных мер, которые определяют общественный режим и режим семейно-бытовых отношений с учётом потребностей самого инвалида.

Она представляет собой два раздела:

  1. Социально–средовая ориентация представляет комплекс мер, которые помогают выявлению наиболее развитых умений инвалида, и на основе этих умений подбирается наиболее осуществимая семейная и общественная деятельность;
  2. Социально-бытовая абилитация представляет собой комплекс мер, с помощью которых выбирается наиболее оптимальный режим общественной деятельности и семейной жизни.

Социально-бытовая адаптация включает:

  1. Осуществление консультирования инвалида;
  2. Специализированное обучение инвалида и членов его семьи;
  3. Обучение процедурам самообслуживания;
  4. Приспособление помещения, где проживает лицо с ограниченными возможностями, к его нормальной жизни и способности обслуживания;

Социально-средовая ориентация представляет собой процедуру:

  • получения навыков общения, обучение социальной независимости, приобретения умений по осуществлению рекреационных мероприятий;
  • оказания помощи при разрешении личных проблем;
  • психологической поддержки семьи.

Особенности для детей

Для формирования навыков, а также восстановления умений, ранее утраченных, у детей-инвалидов применяются следующие формы программ реабилитации и абилитации:

  1. Социально-медицинская (посещение детьми-инвалидами лечебной физкультуры, массажа, фитотерапии, физиолечения, спортивно-оздоровительных мероприятий);
  2. Социально-бытовая (осуществление консультирования при пользовании средствами реабилитации, информирование, проведение трудотерапии);
  3. Социально-психологическая (диагностика, коррекция, формирование навыков самообслуживания, персонального ухода);
  4. Коррекционно-педагогическая (проведение развивающих занятий);
  5. Социокультурная (проведение концертов, экскурсий, посещение театров).

Особенностью проведения указанных программ у детей-инвалидов заключается в их комплексности, поскольку основной целью реализации программ является возвращение здоровья ребенку, а также развитие его функций (психических и физических) до максимального уровня.

Источники финансирования

Финансирование программ восстановления умений и приобретения новых навыков осуществляется за счет:

  1. Федерального бюджета страны;
  2. Региональных бюджетов;
  3. Иных источников.

Меры, связанные проведением медицинской реабилитации и абилитации финансируются из средств федерального бюджета РФ, и из средств региональных фондов медицинского страховании.

Осуществление передачи в пользование различных технических средств финансируется за счет региональных бюджетов.

Меры, направленные на создание трудовых мест и оптимальных трудовых условий, финансируются за счет бюджетов предприятий и организаций.

Реализация индивидуальных программ допускается за счет физических лиц или самого инвалида с последующей выплатой компенсации.

О современных подходах к реализации данных мероприятий в отношении некоторых категорий инвалидов смотрите в следующей видеоконференции:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector