2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Автошкола для инвалидов

Курсанты особого назначения

Где и как инвалиды могут обучиться вождению автомобиля и получить права

Добраться до аптеки, магазина, больницы, работы, съездить в гости к друзьям. Сегодня для инвалидов собственный автомобиль — не роскошь, а жизненная необходимость. Однако многие автошколы отказываются принимать на обучение людей с ограниченными возможностями, ссылаясь на то, что маломобильные слушатели осложняют занятия обычным учащимся. Тем не менее есть несколько автошкол, где особым курсантам только рады. О двух таких учебных центрах «Лента.ру» рассказывает в продолжение спецпроекта «Страна добрых дел».

Три года назад на трассе Москва — Волгоград инспекторы ДПС остановили легковой автомобиль за превышение скорости. Когда же водитель, не успевший остановиться в нужном месте, сдал назад и поравнялся с патрульной машиной, обнаружилось, что за рулем — инвалид с ампутированными ногами. «Извините, увлекся», — сказал он, предъявляя водительское удостоверение. Как выяснилось, инвалид догонял своих — участников авторалли «Планета Добра Сталинград — 2013», организованного благотворительным фондом «Планета добра».

По закону, управлять автомобилем категорически запрещено только людям с тяжелыми психическими нарушениями. Остальные категории инвалидов — с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, страдающие ДЦП, слабослышащие, — имеют право получить водительское удостоверение категории «В» и водить машину с ручным управлением, отмеченную знаком «Инвалид» или «Глухой водитель».

И в то же время, социальная адаптация и реабилитация людей с ограниченными возможностями — остается актуальной проблемой современного российского общества. По статистике только в одном Краснодарском крае проживает более 420 000 инвалидов, 120 000 из которых — трудоспособного возраста.

Между тем обучиться вождению автомобиля инвалидам сегодня непросто. По данным «Гильдии автошкол» в нашей стране еще два года назад было 11,5 тысяч учебных автоцентров, но лишь немногие из них брались за обучение людей с ограниченными возможностями. Среди самых известных: Тимашевский центр социальной реабилитации инвалидов «Олимп» на Кубани. На данный момент центр социальной реабилитации инвалидов «Олимп» — один из трех подобных центров в России и единственный в своем роде в ЮФО. Особенность этого центра состоит в том, что, помимо услуг по социальной адаптации и реабилитации людей с ограниченными возможностями, он оказывает услуги по обучению вождения автомобиля с ручным управлением.

Как рассказала «Ленте.ру» секретарь Общественной палаты Краснодарского края Любовь Попова: «Большую роль в обустройстве школы вождения «Олимп» сыграла фабрика «Филип Моррис Кубань». В рамках одного из благотворительных проектов фабрики в школе вождения проведены работы по озеленению, построены специализированный автодром площадью 6 тысяч квадратных метров и технический комплекс с панорамным остеклением для приема экзаменов. Кроме того, приобретен транспорт с подъемным устройством, который перевозит инвалидов-колясочников из учебного центра на автодром для отработки практических навыков вождения.

В 2014 году Общественная палата Краснодарского края вручила производственному предприятию «Филип Моррис Кубань» награду «Общественное признание» за продвижение высоких стандартов корпоративной социальной ответственности бизнеса в регионе и поддержку социально значимых проектов, таких как школа вождения «Олимп». Созданные компанией условия помогают социальной адаптации людей с ограниченными возможностями, в том числе, в сфере получения новых профессиональных навыков».

Так же обучиться вождению люди с ограниченными возможностями могут в Шереметьевском центре в Долгопрудном и в московском учебном центре «Надежда», основанном еще в 1991 году Всероссийским обществом инвалидов.

Однако в конце 2014 года вступили в силу поправки в федеральный закон «О безопасности дорожного движения». Согласно им, автошколы, с советских времен считавшиеся центрами дополнительного образования, теперь признаны профессиональными образовательными учреждениями. Чтобы получить лицензию, каждая автошкола должна создать условия для обучения людей с ограниченными возможностями: тренажеры для развития психофизиологических качеств водителя, автомобили с ручным управлением, пандусы и лифты в учебных зданиях и т.д.

Вводя новые правила, чиновники полагали, что у инвалидов появится больше возможностей обучиться вождению автомобиля. Однако случилось обратное. В ходе реформы количество автошкол в нашей стране сократилось до 5 тысяч. Из них лишь 5 процентов добросовестно создают условия для обучения «курсантов особого назначения», остальные же избегают принимать инвалидов, ссылаясь на то, что люди с ограниченными возможностями мешают заниматься здоровым слушателям.

Особый курсант

— Знакомьтесь, это Саша, — представляет одного из своих учеников инструктор Дмитрий Викторович Мосейкин. Мы стоим втроем во дворе автошколы «Априори». Двухэтажное кирпичное здание советской постройки на задах Института иммунологии. У подъезда курят сотрудники из соседних офисов. На стоянке, у учебных машин, над чем-то смеются инструкторы. Душно. Летит тополиный пух. Лают собаки. Вдали, за Москвой-рекой, собирается первая летняя гроза.

Ожидая начала урока, мы садимся с Сашей в автомобиль Audi A3, оборудованный сертифицированным ручным управлением и автоматической коробкой передач. От обычной учебной машины он отличается лишь тем, что ножные педали водителя дублированы рычагами газа и тормоза, выведенными под рулевое колесо. Пока Саша устраивается, поправляя кресло и зеркала, он рассказывает свою историю.

Полностью его зовут Александр Дорохов, ему 38 лет. В прошлом военный, он служил в Чечне, в 2000 году был ранен и потерял ногу. После лечения стал носить протез. Окончил Военную академию им. Фрунзе, служил офицером в научно-практическом центре министерства обороны, сейчас вышел в отставку.

Читать еще:  Дают ли инвалидность при удалении щитовидки

— Я часто езжу по делам или в спортивный клуб, — говорит Саша. — Сейчас я пользуюсь городским транспортом. Но в автобусе — толпа, в метро — толпа. Только сядешь: «Молодой человек, уступите место!» Начинаю вставать, люди видят, что я инвалид, сразу: «Ой, ладно, сидите!» Неприятно…

Прошлой зимой Саша решил купить машину — Kia Sorento. Автошколу нашел не сразу. Сначала письменно обратился в Департамент социальной защиты населения города Москвы с просьбой подсказать ему, где и как инвалид может получить водительские права, но в департаменте в помощи ему отказали. Затем в интернете обнаружил сайт «Априори». Школа Саше понравилась тем, что ему до нее легко добираться: от «Речного вокзала», где он живет, до «Каширской» — прямая ветка.

Пандус, костыли и пересадочная доска

«Априори» — одна из немногих автошкол, где принимают инвалидов. Она — комбинированного типа — инвалиды занимаются в ней в общих группах со здоровыми слушателями. Сама школа существует с 1996 года, однако людей с ограниченными возможностями здесь стали обучать вождению всего полтора года назад.

Водительские права для инвалидов: как получить?

Имеет ли право инвалид водить машину?

Человек с инвалидностью может получить водительское удостоверение при отсутствии у него заболеваний, препятствующих управлению автомобилем.

Перечень заболеваний и медицинских ограничений установлен Постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 N 1604. В список медицинских противопоказаний входят следующие заболевания:

1. Органические, включая симптоматические, психические расстройства

2. Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства

3. Расстройства настроения (аффективные расстройства)

4. Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства

5. Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте

6. Умственная отсталость

7. Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ

10. Слепота обоих глаз

Тем же постановлением закреплен перечень заболеваний, при которых инвалид может использовать машину только с ручным управлением или автоматической трансмиссией.

Когда можно использовать автомобиль только с ручным управлением?

Список медицинских показаний, при которых возможно использование только ручного управления на автомобиле следующий:

1. Деформация стопы, значительно затрудняющая ее движение.

2. Укорочение нижней конечности более чем на 6 см (за исключением случаев, когда конечность не имеет дефектов костей, мягких тканей и суставов, объем движений сохранен, длина конечности от пяточной кости до середины большого вертела бедра составляет более 75 см).

3. Ампутационные культи обоих бедер.

4. Ампутационные культи обеих голеней.

5. Культя бедра или голени одной конечности при значительном нарушении двигательных или статических функций другой нижней конечности (ампутационная культя стопы, деформация, сосудистое заболевание, поражение крупных периферических нервных стволов и др.).

6. Стойкая деформация или заболевание нижних конечностей, таза или позвоночника, значительно затрудняющее стояние и ходьбу (анкилозирующий полиартрит нижних конечностей, тяжелый кифосколиоз и спондилит с явлениями компрессии, псевдоартроз, эндартериит II и III степени, слоновость и др.).

7. Паралич и парез нижних конечностей при возможности сидения.

8. Повреждение нервно-сосудистого пучка одной нижней конечности со значительными трофическими нарушениями (обширные незаживающие язвы).

Когда можно использовать автомобиль только с автоматической коробкой?

Машину только с автоматической коробкой передач можно использовать при наличии следующих медицинских показаний:

1. Отсутствие верхней конечности или кисти.

2. Отсутствие нижней конечности или стопы.

3. Деформация кисти или стопы, значительно затрудняющая движение кисти или стопы.

4. Культя бедра или голени при одновременном отсутствии одной из верхних конечностей.

5. Отсутствие пальцев или фаланг, а также неподвижность в межфаланговых суставах:

а) отсутствие 2 фаланг большого пальца на руке;

б) отсутствие или неподвижность 2 или более пальцев на правой руке или полного приведения хотя бы одного пальца;

в) отсутствие или неподвижность 3 или более пальцев на левой руке или полного приведения хотя бы одного пальца.

6. Остаточные явления поражения центральной нервной системы в виде гемиплегии.

Могут ли водить машину люди с нарушениями слуха и зрения?

Водить машину могут люди с аномалией рефракции (преломления), которая снижает остроту зрения ниже разрешенного уровня. При этом в таком случае необходимо использовать очки или контактные линзы, которые компенсируют это падение.

Слепота одного глаза является медицинским показанием к управлению транспортным средством, оборудованным акустической парковочное системой.

Люди с болезнями уха и сосцевидного отростка, которые снижают слух ниже разрешенного уровня, могут стать водителями при использовании слухового аппарата или речевого процессора.

Выдают ли автомобили инвалидам бесплатно?

До 2005 года Постановлением Правительства РФ от 14 марта 1995 г. N 244 была предусмотрена выдача автомобилей инвалидам бесплатно. По программе выделялись машины марок «Таврия» или «Ока». Однако сейчас эта льгота отменена.

Что нужно для получения водительских прав инвалидом?

Процедура получения водительских прав инвалидом не имеет значительных особенностей.

Основное отличие заключается в необходимости закончить специализированную автошколу, которая имеет технические возможности для обучение инвалидов. Затем нужно пройти медицинское освидетельствование и сдать экзамены в ГИБДД (п. 1 ст. 26 Закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ).

Порядок медицинского освидетельствования регулируется Приказом Минздрава от 15 июня 2015 г. N 344н. По результатам медкомиссии выдается заключение по форме N 003-В/у.

Читать еще:  Зрение 8 инвалидность

Для получения прав необходимо предоставить в ГИБДД следующий комплект документов (п. п. 21 — 23 Административного регламента, утв. Приказом МВД России от 20.10.2015 N 995):

1) заявление по форме, утвержденной вышеуказанным регламентом;

3) мед. заключение;

4) документы, подтверждающие прохождение обучения;

5) квитанцию об оплате госпошлины;

Обычно автошколы сами организовывают подачу документов в ГИБДД, а также предоставляют машины для сдачи экзамена.

На что обращать внимание при выборе автошколы для инвалидов?

При выборе автошколы для инвалидов рекомендуется обратить внимание на следующее: наличие современного и специализированного автопарка, необходимой разрешительной документации (лицензии), преобладание положительных отзывов об автошколе над отрицательными, возраст и опыт преподавательского состава.

Адвокат Олег Искаков оказывает правовую помощь гражданам и организациям в областях гражданского, уголовного, семейного и трудового права

Автошкола для инвалидов

Автомобиль в современном мире стал синонимом свободы перемещения и независимости. Это приобретает особую актуальность при наличии определенного ограничения физических возможностей человека. Сегодня для людей с ограниченными возможностями собственный автомобиль — не роскошь, а жизненная необходимость. Он является, возможно, даже единственной возможностью почувствовать себя более-менее комфортно, передвигаясь в необходимом направлении – добраться до аптеки, магазина, больницы, работы, съездить в гости к друзьям. В России, да и во всем мире, для инвалидов выпускаются специальные автомобили, которые имею удобное ручное управление. В специально оборудованной машине рычаг газа и рычаг тормоза находятся на уровне руля, вместо педалей. Такие автомобили предназначены для инвалидов, которые имеют проблемы с опорно-двигательным аппаратом.

По данным Росстата ежегодный прирост численности лиц, впервые признанных инвалидами, составляет более тысячи человек. Безусловно, вопрос передвижения и мобильности для этих граждан стоит очень остро. Тысячи людей с инвалидностью мечтают быть мобильными, самостоятельно ездить за рулем. Однако найти автошколу, где можно получить качественные знания и приобрести навыки вождения, инвалидам очень сложно. Не каждая автообразовательная организация готова взять на себя подобную серьезную ответственность, а многие автошколы отказываются принимать на обучение людей с ограниченными возможностями, ссылаясь на то, что маломобильные слушатели осложняют занятия обычным учащимся. Как правило, курсы вождения для инвалидов создаются от имени действующих организаций, а работают такие школы больше на энтузиазме тех людей, которые желают им помочь.

Одной из задач Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2013 г. №864, выступает решение организационных и образовательных проблем безопасного участия людей с ограниченными возможностями в дорожном движении. А именно – создание системы обучения людей с ограниченными возможностями использования специальными автотранспортными средствами в качестве водителя и пассажира, а также решение ряда организационных проблем, связанных с допущением их к участию в дорожном движении и обучении.

Это требует от специализированных образовательных организаций, осуществляющих подготовку водителей транспортных средств различных категорий, как должного материально-технического оснащения (наличия автотранспорта, оборудованного специальными устройствами), так и наличия научно-методических материалов, образовательных ресурсов (в том числе электронных), учитывающих особые психофизические и образовательные потребности обучаемых из числа инвалидов. По закону, управлять автомобилем категорически запрещено только людям с тяжелыми психическими нарушениями. Остальные категории инвалидов — с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, страдающие ДЦП, слабослышащие, — имеют право получить водительское удостоверение категории «В» и водить машину с ручным управлением, отмеченную знаком «Инвалид» или «Глухой водитель».

На сегодняшний день, обучение лиц с ограниченными физическими возможностями, имеет особую социальную значимость. Несмотря на это, в образовательных учреждениях, осуществляющих подготовку водителей, отсутствуют необходимые методы и средства обучения водителей данной категории. Современный процесс подготовки водителей не учитывает особых образовательных и физических возможностей обучающихся. Будущие водители с ограниченными физическими возможностями – это особый контингент, требующий специальных программ и определенных методических приемов, а существующая система обучения не отвечает необходимым потребностям.

В России существует очень мало автошкол, которые занимаются обучением инвалидов, ведь это требует индивидуального подхода. Сегодня почти все автошколы частные, а для того чтобы обучать инвалида управлению автомобилем приходится тратить много денег: переоборудование автомобиля для инвалида стоит от 10 до 180 тысяч рублей. Также нужны средства, чтобы установить пандусы и подъемные платформы, нужно найти специалистов для проведения занятий. И, конечно, нужна лицензия на право подготовки водителей данной категории.

До 2005 года инвалидов готовили как водителей по различным государственным программам. Далее последовало изменение законодательства, а после реформы автошкол многие специалисты заговорили о том, что для людей с ограниченными возможностями необходимо создавать специализированные автоцентры, обучение в которых будет вестись квалифицированными педагогами по адаптивным программам, составленным с учетом конкретных заболеваний. До недавнего времени полноценных специализированных автообразовательных центров для инвалидов в стране было два, в Москве (Шереметьевский центр «Надежда») и Тимашевске (центр социальной реабилитации инвалидов «Олимп»). К проблеме обучения инвалидов вождению подключился и московский «Союз автошкол». В начале 2016 года Союзом была разработана и представлена специальная программа обучения инвалидов, а в апреле, в Общественной палате РФ на Круглом столе «Анализ нового Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений, утвержденные приказом МВД РФ от 20 октября 2015 года». Общественное обсуждение его влияния на безопасность дорожного движения» было объявлено о создании бесплатных учебных мест для инвалидов. 15 июля «Союз автошкол» на фестивале «Небо для всех», проходившем в Подмосковье, объявил о наборе групп на бесплатное обучение. В октябре была сформирована первая группа и начато бесплатное обучение инвалидов навыкам вождения. Сейчас в школах «Союза» по особой квоте обучается десять человек с ограниченными возможностями. Среди тех, кого допустили к занятиям, есть паралимпийцы. Обучение лиц с ограниченными возможностями позволит адаптировать их в социальной среде.

Читать еще:  Инвалид 3 группы парковка для инвалидов

Перед тем, как пройти обучение в автошколе, инвалидам необходимо получить медицинскую справку для допуска к управлению автомобилем. Весь специально адаптированный курс теории и вождения, люди с ограниченными возможностями осваивают достаточно быстро. Курс обучения, как правило, рассчитан на 2 месяца. В соответствии с учебным планом курсантам читаются следующие лекции: устройство и техническое обслуживание автомобиля; основы законодательства в сфере дорожного движения; основы безопасного управления транспортными средствами; оказание медицинской помощи.

Чтобы кандидаты в водители, из числа лиц с ограниченными двигательными возможностями, успешно освоили теоретический и практический материал, получили необходимые навыки и приемы безопасного управления транспортным средством, преподавателям и мастерам производственного обучения необходимо владеть дополнительными знаниями в области патопсихологических, коммуникативных проблем, особенностей социально-средовой реабилитации инвалидов, специальных информационно-образовательных технологий, адаптированных для нужд курсантов с особыми образовательными потребностями, а также иметь знания в области физиологических и медицинских особенностей обучаемых. В зависимости от степени ограничений двигательных функций, каждому обучаемому необходим особый, индивидуальный педагогический подход, обеспечить который – задача специалистов, осуществляющих подготовку водителей этой категории. В этой связи, повышение профессионального уровня преподавательского состава и мастеров производственного обучения в системе профессиональной подготовки водителей становится одной из важнейших, первоочередных задач.

Теоретические занятия для людей с ограниченными физическими возможностями рассчитаны ориентировочно на 120 академических часов (по 4 часа 2-3 раза в неделю в течение 2-3 месяцев). Для изучения теоретической части Правил Дорожного Движения и других материалов инвалиды-колясочники могут посещать основные учебные группы. Также для них предусмотрена возможность самостоятельного обучения на дому и сдачи экзаменов и зачётов по темам после изучения материала.

Практическое обучение вождению автомобиля составляет 50 астрономических часов. На большую дорогу свой путь ученики-инвалиды начинают на специальной площадке. Обучение проводится на автомобилях с полностью ручным управлением, управлением под правую рабочую ногу, обычное управление с модификацией по заболеваниям: ампутация одной и двух ног, повреждение позвоночника, заболевание ДЦП и т.п. Практические занятия проходят по особой схеме с учетом все индивидуальных физиологических способностей курсанта. Все выполняемые упражнения типа «змейки», заезда в гараж и на эстакаду традиционны.

Практика показывает, что инвалиды и теорию, и практику сдают с первого раза. Первый этап практического квалификационного экзамена проходит на площадке автошколы. Успешно сдавшие внутренний экзамен курсанты организованно представляются для сдачи квалификационного экзамена в ГИБДД. Кандидаты в водители сдают теоретический экзамен, вождение на закрытой площадке и вождение в реальных условиях дорожного движения (город). Прохождение экзаменов в ГИБДД организовано очень просто. Как правило, инспекторы не предъявляют суровых требований к инвалидам, которые садятся за руль собственной машины.

Для инвалида получить права и уметь управлять автомобилем очень важно. Мобильность, которую приобретают люди – это реальная возможность работать и зарабатывать, встречаться со своими друзьями и знакомыми, общаться, развиваться и жить полноценной жизнью. Автомобиль для инвалида это его ноги и средство реабилитации, в такой не простой жизни. Люди с ампутированной одной или обеими ногами, с поврежденным позвоночником и другими заболеваниями, ограничивающими возможность самостоятельного перемещения, могут смело садиться за руль автомобиля с ручным управлением и даже участвовать в специальных соревнованиях! В сентябре 2016 года представитель «Союза автошкол» Алеся Гусарова стала чемпионом регионального конкурса водительского мастерства среди людей с ограниченными возможностями здоровья и обладателем «Кубка Северной Пальмиры».

«Много лет мы занимаемся проблемой обучения инвалидов в автошколах Москвы и Российской Федерации. При помощи Московской Городской Думы, Общественной палаты Российской Федерации, Инны Юрьевны Святенко и Цветкова Антона Владимировича мы разрабатываем программу совместно с рабочей группой при Комиссии по безопасности во главе со Скворцовым Евгением Алексеевичем. В школах, которые входят в Союз Автошкол, инвалиды Москвы будут обучаться бесплатно», – подчеркнул Председатель правления «Союза автошкол» Александр Ачкасов.

Безопасность дорожного движения находится в прямой зависимости от качества подготовки водителей транспортных средств. Лица с ограниченными физическими возможностями являются неотъемлемыми участниками дорожного движения. На сегодняшний день становится очевидной необходимость создания в стране целостной системы по подготовке и адаптации к участию в дорожном движении водителей с ограниченными возможностями физических возможностей. Для категории граждан, имеющих ограниченные физические возможности, умение управлять транспортным средством расширяет возможность участия в общественной жизни, повышает общую мобильность, способствует созданию полноценных условий жизни и деятельности.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector