1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Безбарьерная среда для инвалидов это

Доступная среда для детей с ОВЗ и инвалидов

УЧИМСЯ ЖИТЬ ВМЕСТЕ!

«Доступность — это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб»
В.В. Путин

Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. В России началась реализация Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.

В соответствии с нормативными документами РФ к маломобильным группам населения относятся:

· Инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов, использующих кресла-коляски)

· Инвалиды с нарушением зрения и слуха

· Лица преклонного возраста (60 лет и старше)

· Люди с детскими колясками

· Дети дошкольного возраста.

Безбарьерная (доступная) среда — это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.

Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.

Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.

Определение «дети с ОВЗ» подразумевает наличие у ребенка временного или постоянного отклонения в физическом или психическом развитии. При этом существует необходимость создания для него специальных условий для обучения и воспитания. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности.

Согласно основной классификации дети с ОВЗ разделяются на следующие категории:

· с нарушением слуха;

· с дисфункцией речи;

· с патологией опорно-двигательного аппарата;

· с проблемами психического развития, отсталостью умственного развития;

· с поведенческими расстройствами и нарушением общения;

· дети с сочетанными, сложными нарушениями развития

В современном образовании поставлена цель — обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. Педагоги ДОУ должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В группе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как: дети с ДЦП, слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС и дети-инвалиды.

Значения условных обозначений категорий инвалидов:

Инвалиды с нарушением слуха

Инвалиды с нарушением зрения

Инвалиды с нарушением интеллекта

Инвалиды на кресле-коляске

Инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата

Предметно-развивающая среда — это система материальных объектов деятельности детей, функционально моделирующая содержание духовного и физического развития самих детей. Поэтому педагоги должны уделять огромное внимание изменению, обогащению, улучшению развивающей среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Предметная среда должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное должна способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей. Педагоги должны моделировать развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Помимо этого, при организации предметно-развивающей среды учитываются:

· закономерности психического развития,

· показатели здоровья дошкольников,

· уровень общего развития,

· коммуникативные особенности и речевое развитие,

В соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в нашем детском саду способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ФГОС.

При построении коррекционной образовательной среды ДОУ для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:

1. Принцип развития — Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.

2. Принцип природособразности воспитания — Соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.

3. Принцип психологической комфортности — Создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного «эмоционального самочувствия».

4. Принцип взаимодействия — Установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.

5. Принцип доверительного сотрудничества — Отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве.

6. Принцип обучения деятельности — Обучение умению ставить цели и реализовывать их, в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.

7. Принцип здоровьесберегающий — Забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.

Модель взаимодействия специалистов ДОУ

в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями.

Учитель-логопед
• диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи
• составляет индивидуальные планы коррекции речевого развития
• проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов)
• консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы

Читать еще:  Американский ученый инвалид

Воспитатель
• проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей.
• воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику
• на основании диагностических данных разрабатывает и реализует в сотрудничестве со специалистами индивидуальные образовательные маршруты по реализации образовательной программы
• организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов
• осуществляет социализацию воспитанников через сетевое взаимодействие с ОУ города
• применяет здоровье сберегающие технологии, создает благоприятный микроклимат в группе
• организует сотрудничество с семьей по вопросам развития и воспитания детей

Музыкальный руководитель
• осуществляет музыкальноеи эстетическое воспитание детей
• учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий
• на основании диагностических данных разрабатывает и реализует в сотрудничестве с воспитателями индивидуальные образовательные маршруты по музыкальному воспитанию детей
• использует на занятиях элементы музыкотерапии, логоритмики и др.

Инструктор по физической культуре
• осуществляет укрепление здоровья детей
• совершенствует психомоторные способности дошкольников
• на основании диагностических данных разрабатывает и реализует в сотрудничестве с воспитателями индивидуальные образовательные маршруты по физическому развитию детей
• организует взаимодействие с семьей в вопросах физического воспитания

Медицинский персонал
• проводит профилактические и оздоровительные мероприятия в соответствии с Планом оздоровительно-профилактических мероприятий ДОУ
• осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм и правил

Доступная среда для инвалидов: правила организации безбарьерного пространства

Примерно 8% населения России – это люди с ограниченными возможностями здоровья. Гигантская цифра, за которой стоят реальные люди с реальными проблемами. В наших силах сделать жизнь этих людей проще и комфортнее. Речь идет о создании специальных условий внутри и снаружи помещений, а также в транспорте, чтобы люди с ограниченными возможностями не испытывали трудностей в передвижении и получении важной информации.

В данной статье мы расскажем, какие требования к помещениям предъявляются в соответствии с государственной программой «Доступная среда для инвалидов». В частности рассмотрим основные средства организации доступной среды в государственных, муниципальных и коммерческих учреждениях.

С техническими же деталями вы можете ознакомиться в «своде правил доступности зданий и сооружения для маломобильных групп населения». Ссылки на нормативные документы, актуальные в январе 2019 года, будут указаны в конце статьи.

Основная цель программы «Доступная среда»

По программе «Доступная среда» все помещения общественного назначения должны быть адаптированы под инвалидов, передвигающихся на кресло-колясках, кресло-каталках и с помощью прочих средств реабилитации. Также необходима адаптация под людей с отсутствующим зрением и слухом (либо просто слабым).

Причем формирование доступной среды для инвалидов должно проводиться не только для удобства передвижения, но и в целях экстренной эвакуации. При пожарах и прочих форс-мажорных обстоятельствах маломобильные группы населения должны иметь возможность самостоятельно выбраться из здания.

Входные группы

Одним из самых главных требований к помещениям по программе «Доступная среда» является правильная организация входа в здание.

Подход к зданию

К зданию необходимо провести бетонную тактильную плитку черного или желтого цвета. В идеале она должна отходить от тротуарной тактильной дорожки и вести к входной группе (крыльцу). Однако тактильные дорожки на тротуарах явление не повсеместное, поэтому достаточно вывести плитку где-то на середину пешеходной зоны.

Для слабовидящих и слепых перед лестницей дополнительно выкладывается с использованием бетонной тактильной плитки прямоугольный блок, оповещающий о начале препятствия в виде ступенек.

Лестница: пандус, лифт, перила и прочее

На входе в здание при наличии лестницы, должен быть оборудован пандус для заезда на инвалидной коляске. Наклон любой из секций пандуса не должен превышать установленных норм. Также необходимо соблюсти рекомендуемую ширину подъема и установить поручни с обеих сторон. После каждого марша необходима площадка, позволяющая поворачивать и разворачиваться.

При невозможности установки пандуса, можно заменить его вертикальным электрическим подъемником на пульте управления (лифтом).

Если расположение здания не позволяет установить и лифт, то требуется установка в доступном для инвалидов месте кнопки вызова помощи. После нажатия кнопки на улицу должен выйти специалист и помочь человеку на кресло-коляске подняться по лестнице. Кнопку стоит установить и при отсутствии лестницы, если используется распашная дверь, которую на коляске крайне сложно открыть.

Сами ступеньки должны иметь накладки с противоскользящим рифленым покрытием. На самой нижней и самой верхней ступеньке пролета рекомендуется устанавливать желтые накладки, а на промежуточные – черные. Лучше использовать для данных целей тактильную ленту с алюминиевым корпусом, она служит наиболее долго.

Для инвалидов по зрению лестницы также снабжаются перилами. Причем даже короткие лестничные марши требуют наличия прочных перил, которые могут выступать в роли надежной опоры.

Лестницы обязаны иметь подступенки. Конструкции с открытым расстоянием между горизонтальными поверхностями ступеней использовать нельзя. Стоит отметить, что они представляют опасность не только для слепых и слабовидящих, но и для людей без проблем со зрением. Поэтому не стоит пренебрегать подступенками в пользу декоративности или экономии.

Двери

Двери при входе рекомендуется использовать раздвижные с датчиком движения. Для полностью или частично прозрачных проемов необходима специальная разметка с применением контрастной ленты. На открывающиеся створки наклеиваются круги или квадраты яркого цвета (лучше всего желтого). Также выделяются контуры дверей лентой аналогичного цвета.

Внутренняя организация помещений

Внутри помещений основные пути размечаются с использованием тактильной плитки (можно ПВХ вместо бетонной) или тактильных индикаторов. Индикаторы можно применять, как на штифтах, так и самоклеющиеся. Вторые допускаются только в виде временной меры и в дальнейшем их придется менять на штифтовые или на плитку. Рекомендуется применять индикаторы и плитку ярко-желтого цвета.

Читать еще:  2 группа инвалидности устанавливается на срок

Двери

Прозрачные конструкции внутри помещений также окантовываются желтой лентой, а на створки наклеиваются круги или прямоугольники. На кабинетах и других помещениях общего использования устанавливаются тактильные таблички с дублированием информации шрифтом Брайля.

Информирование

Направление движения к важным объектам (туалет, парковка и т.д.) указывается путем монтажа к стенам тактильных пиктограмм.

Также обязательно наличие плана здания со шрифтом Брайля в виде тактильной мнемосхемы.

Лестницы

Внутренние лестницы обязаны иметь перила и противоскользящие накладки из тактильной ленты по аналогии с уличными конструкциями. Также желательно на перила наклеивать тактильные наклейки с указанием этажа.

Санузел

В здании должен быть хотя бы один санузел, соответствующий требованиям программы «Доступная среда для инвалидов». Отличается адаптированный для маломобильных групп населения туалет от обычного не сильно, поэтому процесс переделки не такой уж и сложный.

  • Унитаз. С двух сторон от унитаза устанавливаются металлические поручни. Один из поручней обязан быть откидным, убираясь параллельно стене, чтобы можно было подъехать на инвалидной коляске. Второй может быть фиксированным.
  • Раковина. Для раковин используется один цельный поручень, либо два отдельных. Рекомендуется устанавливать именно цельную конструкцию с настенно-напольным креплением, так как она наиболее надежна и безопасна при эксплуатации.
  • Писсуар. При наличии писсуаров в санузле хотя бы один должен иметь поддерживающие поручни, помогающие ослабленным людям держать равновесие. Рекомендуемый вариант цельная конструкция с креплением к стене и полу, но допустим и монтаж только к стене в нескольких точках.
  • Дополнительно. Также рекомендуется устанавливать поручни возле других функциональных элементов, таких как сушка для рук, держатель бумаги для вытирания рук и т.д. Возле унитаза и раковины стоит прикрепить кнопку вызова помощи на случай, если маломобильный человек упадет или просто не сможет подняться.

Если вы хотите адаптировать санузел для инвалидов не «ради галочки», а добросовестно, то установите специальную раковину и унитаз. Раковина идет с выемкой посередине, что упрощает подъезд к ней на кресло-коляске. Унитаз изготавливается немного выше обычного, что делает процесс пересадки на него ощутимо проще (для дополнительной безопасности лучше отдавать предпочтение именно напольным моделям).

Также существуют специальные зеркала, наклоняющиеся вниз, чтобы в них можно было «смотреться» с инвалидной коляски. Ну и смеситель с длинной ручкой (хирургический) не помешает.

Парковка

При наличии у здания собственной парковки, требуется отведение под нужды инвалидов минимум 10% от доступных мест. То есть, каждое десятое место для парковки транспорта должно быть организовано в соответствии с требованиями программы «Доступная среда».

  1. Места парковки обозначаются разметкой. Ее просто наносить, если использовать специальные шаблоны (трафареты) и краску в баллончиках с распылителем. Ширина одного парковочного места для инвалидов должна быть не менее 3,5 м. Разметку рекомендуется наносить ярко-желтого цвета, особенно в регионах, где зимой выпадает снег.
  2. Помимо нанесения разметки, требуется обозначение парковок с местами для инвалидов дорожным знаком «Инвалид». Обычно он располагается ниже знака «Парковка» на той же стойке.
  3. Инвалид на кресло-коляске должен иметь возможность беспроблемно перебраться с парковочного места на тротуар, не пересекая при этом проезжую часть. При наличии на пути следования бордюров, их нужно убрать, либо установить резиновый съезд / заезд. Также допускается использование стационарного съезда/заезда из бетона или иного материала.

Дополнительно могут устанавливаться демотиваторы, информирующие о недопустимости парковки на местах для инвалидов без наличия права на это.

Решение организовать помещение и территорию около него в соответствии с программой «Доступная среда» принято, но что делать теперь? Куда обратиться? Данного рода оборудование лучше покупать в крупных специализированных компаниях. Отлично себя зарекомендовала компания «Аура-Мед», которая предлагает широкий выбор оборудования для модернизации помещений под нужды людей с ограниченными возможностями. Все товары сертифицированы. С ассортиментом продукции и нормативными документами, касающимися правильной организации пространства, можно ознакомиться по ссылкам:

В заключение

Требования программы «Доступная среда» к помещениям могут показаться чрезмерно строгими и не всегда адекватными. Однако, это не совсем так. Адаптация помещений обходится не так уж и дорого, да и закончить ее можно буквально за пару недель. Взамен вы получите спокойствие и осознание, что сделали нечто на самом деле важное. Коммерческие организации дополнительно улучшат свою репутацию, что в целом позитивно скажется на их деятельности.

Доступная безбарьерная среда для инвалидов

Десять лет назад приняли государственную Программу «Доступная среда» для инвалидов, направленную на создание комфортной жизни в населенных пунктах. Среди многомиллионного населения нашей страны 8,2% жителей – это люди с заболеваниями, как следствие — ограниченными возможностями. У многих из них инвалидность диагностируется в раннем возрасте. Этот факт ставит перед властью и государством серьезные вопросы адаптации этой категории людей.

Суть Федеральной программы

Организация безбарьерной среды для инвалидов — проект, проработанный органами власти, первоочередная цель которого в защите, поддержке слоев общества, если они в силу любых причин ограничены в действиях.

Государственная программа была первоначально утверждена осенью 2008 года после документа, исходящего от Правительства РФ. Это стало очередным подтверждением: в стране готовы бороться за права инвалидов. Общество волнует предоставление доступа инвалидов к государственным услугам, обслуживанию в клиниках, иным услугам, которые для простых граждан привычны, поскольку у них отсутствуют проблемы, связанные со сложностью их получения. Первоначально организацию доступной среды для инвалидов запланировали на минимальный срок, однако положительное отношение граждан к ней доказало необходимость продолжения.

Цели и задачи программы

В стране среди граждан с ограниченными в разной степени возможностями огромная доля талантливых лиц. До принятия закона отсутствовал доступ в Российской Федерации к объектам социальной жизни, к праву на занятие творческим делом. Это было связано с абсолютным отсутствием базы для осуществления практики. Принятие новых нормативно-правовых актов стало возможностью заниматься любимым делом и не чувствовать себя, обделенными в обществе.

  1. Создание законодательной базы, выступающей гарантом получения инвалидами доступа к объектам и услугам социальной инфраструктуры наравне с гражданами, которые абсолютно здоровы физически.
  2. Возведения в городах новых учреждений, необходимых для оздоровления, дальнейшей реабилитации граждан, их образования.
  3. Подготовка новых кадров в сфере предоставления помощи гражданам, как с плохим зрением, так и с не менее сложными другими заболеваниями.
  4. Оказание адресной поддержки инвалидам по слуху / зрению в устройстве на работу в различные учреждения для развития и демонстрации доступности социальной среды. Главный вектор направления данного проекта – сбор обратной связи от граждан. Полученные данные должны касаться моментов сотрудничества с инвалидами по слуху и гражданами, у которых по иным причинам ограниченные возможности. Программа становится отличным способом налаживания продуктивной работы физически здорового населения с инвалидами.
Читать еще:  Инвалидность 2 группы перечень

Исходя из списка основных целей, федеральные законы ставят перед всеми действующими в стране учреждениями две главные задачи:

  • организация новых мест для работы всем категориям граждан в стране;
  • предоставление абсолютно бесплатного для инвалидов обслуживания во всех работающих медицинских учреждениях.

Создание доступной среды для инвалидов

На федеральном, областном уровне органы управления обязаны проводить целый список важных действий в рамках действующей федеральной программы. Важно повышать действующее значение установленных показателей. Должны быть доступны для всех инвалидов услуги и объекты в любой сфере деятельности. Четкие временные границы, конкретный порядок разработки данных мер законодательно утверждены нормативно-правовыми актами, вступившими в законную силу относительно недавно, в 2016 году. Регионы также с 2016 года самостоятельно реализуют на своих территориях требования всех ФЗ и иных законов в рамках проекта.

Недавно заместитель председателя Комитета ГД РФ по труду и социальной политике отметил: » Благодаря реализации проекта почти сразу удалось четко определить нюансы комплексного подхода. В каждом городе уже прописан план мероприятий на ближайшее будущее до 2020 года».

Развитие инфраструктуры

В одном из столичных законов, касающегося доступности для инвалидов объектов для социализации, отмечается: каждый обязательно должен быть оснащен оборудованием:

  • информация в наглядном, звуковом формате,
  • указатели, расположенные вблизи зданий, которые ремонтируются или строятся,
  • сигнализация на каждом действующем светофоре,
  • средства связи, удобные в использовании для всех инвалидов. Ими в обязательном порядке до 2020 года во избежание штрафных санкций должны быть оборудованы все объекты.
  • комнаты санитарно-гигиенического типа,
  • пандусы,
  • специальные указатели для движения в облагороженных парках, иных рекреационных зонах.

В 2017 году Федеральный закон, касающийся защиты интересов инвалидов, был дополнен обязанностью всех компаний оказывать услуги населению. Он стали обязаны проводить подробные инструктажи работникам, которые заняты абсолютно любой деятельностью с людьми с ограниченными возможностями, в части вопросов полного обеспечения социальной среды для всех людей.

Подпрограммы «Доступной среды»

Серьезные задачи разделены для быстрого их достижения на маленькие сегменты в целях конкретизации и детализации их воплощения.

Начиная с 2017 года, выделяются интересные подпрограммы:

  1. Усовершенствование действующего процесса по предоставлению государственных услуг.
  2. Повышение существующего уровня адаптации граждан. Как пример, это принятие новых законодательных актов.
  3. Совершенствование предоставления услуг в клиниках. Как пример, выработка дополнительных объективных критериев, используемых при проведении медицинской экспертизы.

Закон о доступной среде для инвалидов

Внедрение инноваций началось давно. Согласно принятой Конвенции ООН, посвященной правам инвалидов, люди, у которых ограниченные с рождения возможности представляют собой самостоятельных личностей, имеющих по ФЗ России право на участие в любой сфере жизни. Государство по условиям документов обязано обеспечить формирование открытого доступа ко всем необходимым услугам, объектам.


Олег Смолин, занимающий пост одного из председателей Комитета ГД РФ в сфере образования подчеркнул: «Согласно положениям государственной программы число инвалидов, работающих в различных фирмах в разрезе общего количества инвалидов трудоспособного возраста через два года в стране должно быть на отметке в 40 % , а впоследствии и вовсе переступить отметку в 50%».

Обустройство сооружений имеет не один десяток нюансов. Серьезное внимание должно уделяться вопросу качества используемых при строительстве материалов и безопасности конструкций. Во время возведения построек важно учитывать государственные стандарты, своды правил и правила безопасности, касающиеся вопросов использования платформ нового типа для людей с ограниченными возможностями.

Реализация программы

Подробная проработка наравне с реализацией широкого комплекса мероприятий, касающихся выполнения условий формирования в стране безбарьерной для общества атмосферы – дело не одной недели, а возможно нескольких лет. Объединяются ресурс из смежных разных сфер. Поэтому государство вводит на это время привычный период переходного типа.

Проект реализации состоит из конкретного количества мероприятий по созданию комфортной среды, обеспечения каждому желающему беспрепятственного доступа к необходимым услугам.

Цель, которую стремится достигнуть вся страна – комфорт.

На этапе проработки комфортной среды для проживания используются ориентиры. Государство предлагает разнообразные изменения, смежные тем или иным образом с основным вопросом помощи инвалидам:

  1. В документы, закрепляющие процесс реализации избирательных гражданских прав введено дополнительное требование, распространяющееся на специально предназначенное для голосования оборудование в зданиях, чтобы участники отдавали голос в комфортной для себя среде.
  2. В законы, которые регламентируют перевозки по стране, дополнительно внесены изменения.

Заключение

Федеральную программу такого уровня невозможно переоценить. Уже с детства такие люди в социальной среде не должны чувствовать себя оторванными хоть на чуть-чуть от общества. По этой причине поддержка, содействие власти в получении услуг людьми с ограниченными возможностями важны. Благодаря системе мер, которая сформировалась в последнее время, постепенно удастся добиться реконструкции всех действующих социально значимых объектов, а это значит, что инвалиды с раннего детства смогут находиться в социуме со своими ровесниками.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector