0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Закон 181 фз о соцзащите инвалидов

ФЗ 181 об инвалидах с последними поправками

Согласно официальным данным, предоставленным Федеральной службой государственной статистики, на период ноября 2017 года на территории Российской Федерации зарегистрировано 12,7 миллионов граждан с инвалидностью. Из них:

  • 1 группы — 1 400 000 человек;
  • 2 группы — 6 300 000;
  • 3 группы — 4 600 000.

Данные граждане относятся к социально уязвимым слоям населения. По причине этой уязвимости перед социумом им требуется особая защита со стороны государства. С этой целью был разработан и принят Федеральный закон № 181. Но что представляет собой этот нормативный акт? Каковы права людей с ограниченными возможностями по ФЗ 181? Каковы существенные модификации рассматриваемого закона, привнесённые в него в течение 2017 года? В какие статьи были внесены данные поправки? Поговорим об этом в статье.

Что представляет собой закон?

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» N 181-ФЗ был принят Госдумой в официальном третьем чтении 20 июля 1995 года. Одобрение Совета Федерации изучаемый нормативный акт получил 15 ноября того же года. Подписание рассматриваемого Федерального закона Президентом Российской Федерации и официальная публикация данного документа осуществлены 25 ноября 1905 года.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» состоит из 6 глав и 36 статей. Структура изучаемого нормативного акта такова:

  • Глава 1 — Общие и вступительные положения (ст. 1-6);
  • Глава 2 — Принципы медицинской и социальной экспертизы (ст. 7-8);
  • Глава 3 — Реабилитационные средства для граждан с ограниченными возможностями (ст. 9-12);
  • Глава 4 — Проблемы обеспечения жизнедеятельности инвалидов (ст. 13-32);
  • Глава 5 — Нормативы настоящего Федерального закона по созданию общественных объединений людей с ограниченными возможностями (ст. 33-34);
  • Глава 6 — Завершающие положения рассматриваемого Федерального закона (35-36).

Закон о социальной защите инвалидов на обеспечении правового равенства граждан Российской Федерации вне зависимости от состояния здоровья таковых. Федеральный закон № 181 содержит положения, обеспечивающие людям с ограниченными возможностями доступ к деятельности в сфере экономики, политики и социальных взаимоотношений. Положения изучаемого нормативного акта обеспечивают право инвалидов на медицинскую помощь, а также на реабилитационные мероприятия.

Как и другие Федеральные законы РФ, ФЗ 181 регулярно претерпевает внесение существенных поправок. В последний раз текст изучаемого нормативного акта обновлялся 30 октября 2017 года.

Права инвалидов по ФЗ 181

Права инвалидов, согласно настоящему закону ФЗ 181, являются следующими:

  • На социальные льготы;
  • На обеспечение специализированной медицинской помощи;
  • На предоставление средств для реабилитации и поддержания жизнедеятельности;
  • На дополнительные квоты по трудоустройству;
  • На получение образования по общей или специальной системе (в зависимости от состояния здоровья);
  • На ежемесячную финансовую помощь со стороны государства;
  • На беспрепятственный доступ к источникам информации;
  • На помощь в быту;
  • На создание сообществ людей с ограниченными возможностями;
  • На социальную и экономическую поддержку со стороны государственных органов.

Согласно регламенту статьи 32 изучаемого Федерального закона, физическое или юридическое лицо, нарушившее права инвалидов, призывается к административной или уголовной ответственности в зависимости от тяжести совершённого преступления. Все споры в отношении нарушения нормативов ФЗ 181 решаются в суде.

Какие были внесены изменения?

Любой нормативно-правовой акт регулярно претерпевает процедуру актуализации собственного текста. Данная процедура необходима для обеспечения легитимности документа в постоянно меняющихся социально-правовых условиях в современной России.

Последние изменения в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» N 181-ФЗ были внесены 30 октября 2017 года. Изменяющим документом стал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Регламент статьи 3 ФЗ 181 привносит поправки в пункт 13 статьи 17 Федерального закона № 181. Текст рассматриваемой статьи в новой редакции гласит, что при предоставлении жилья инвалидам льготы на предоставление тепловой энергии упразднены.

Стоит обратить внимание на следующие существенные поправки, привнесённые в регламент рассматриваемого нормативного акта в разное время:

  • Ст. 11, последние поправки внесены 1 декабря 2012 года. В рассматриваемой статье идёт речь о предоставлении индивидуальной программы реабилитации / абилитации лиц с особыми потребностями. Согласно внесённым поправкам, предоставление реабилитационного оборудования и иных средств является прямой обязанностью органов местного самоуправления. Если подобные услуги не предоставляются инвалиду, или он оплатил процедуры или лекарства за свой счёт, ему выплачивается соответствующая компенсация;
  • Ст. 15, последняя редакция — 01 декабря 2014 года. Текст изучаемой части Федерального закона №181 с привнесёнными в него изменениями гласит, что для граждан с инвалидностью не должно создаваться препятствий в плане доступа к инфраструктурам социального, инженерного и транспортного назначения. В этих целях должны устанавливаться вспомогательные средства (такие, как пандус и светофор с дополнительным звуковым сопровождением);
  • Ст. 23, поправки внесены 09 июня 2001 года. Согласно регламенту данной статьи, для людей с инвалидностью должны создаваться особые условия работы. Таким образом, продолжительность рабочего времени для человека с инвалидностью 1 или 2 группы составляет не более 35 часов в неделю. Полная оплата труда при этом сохраняется. Согласно рассматриваемому Федеральному закону, инвалидам полагается ежегодный отпуск продолжительностью не менее 30 дней. Если специфика должности не предполагает усиленного физического труда, инвалидность не является легитимной причиной для отказа в принятии сотрудника на работу.
  • Ст. 28,с поправками от 7 марта 2017 года. Данная статья в изучаемой редакции содержит нормативы социально-бытового обслуживания людей с инвалидностью. Согласно внесённым изменениям, порядок предоставления людям с инвалидностью технических вспомогательных средств определяется Правительством Российской Федерации.
Читать еще:  Высота установки раковины для инвалидов

Внесение следующих поправок в изучаемый нормативный акт намечено на декабрь 2017 года.

Скачать действующую редакцию закона

Лицам, заинтересованным в более детальном изучении рассматриваемого акта, рекомендуется ознакомиться с текстом Федерального закона о социальной защите инвалидов в последней редакции. Скачать ФЗ 181 с изменениями, актуальными на период ноября 2017 года, можно по следующей ссылке:

Объяснения 181 фз о социальной защите инвалидов в Российской Федерации

181 фз о социальной защите инвалидов в российской федерации 2020 года был утвержден в 1995 году. В новой трактовке были внесены некоторые изменения в виде изъятия некоторых статей.

Он включает несколько основных юридических понятий, которые направлены на организацию социальной защиты инвалидов, как отдельной категории населения, которая часто подвергается дискриминации в обществе.

О чем

В настоящем времени 181 ФЗ помогает определить политику государства в отношении инвалидов, как социальной категории общества. На основании принятой Конституции, инвалидам должна быть обеспечена экономическая, социальная и гражданская свобода.

Меры, предусмотренные законодательством РФ, входят в категорию расходных обязательств, исключая социальную поддержку и обслуживание.

Основные моменты

К основным моментам можно отнести следующие аспекты:

  1. Трактовка категории инвалид с юридической точки зрения
  2. Присвоение различных категорий инвалидности: I, II и III. Для детей присвоение категории отсутствует
  3. Определение понятию социальной защиты инвалидов. Нормативный орган должен осуществлять контроль за исполнением всех предписаний, прописанных в действующем законодательстве
  4. Осуществление медицинской и социальной проверки, посредством которой устанавливается группа инвалидности. А также с его помощью должен быть установлен факт, что гражданин должен получать социальную помощь
  5. Закон определяет недопустимость дискриминации по инвалидному признаку
  6. Обязательное создание специального реестра, в котором будет сконцентрирована вся информация об инвалидах
  7. Поддержка социальной категории, которым присвоена инвалидность. К ее видам можно отнести: оказание финансовой помощи, предоставление бесплатных медикаментов, продуктов питания, профилактическое лечение в санаторных зонах. Возможность претендовать на получение льготного жилья
  8. Определение трудового законодательства для инвалидов. Продолжительность трудовой деятельности в неделю не должна превышать 35 часов. В данном случае будет осуществлена выплата в полном объеме, предусмотренной заработной платы
  9. Предусмотрена полная социальная реабилитация.

Видео: Трудоустройство инвалидов

Статьи федерального закона

Касательно последней редакции закона 181-ФЗ, был внесен ряд незначительных поправок. В первую очередь появилась возможность претендовать на проведение ремонт технических средств, обеспечивающих передвижение. К ним можно отнести протезы и инвалидные коляски.

Рассмотреть изменения в определенных статьях можно обратившись к следующей таблице:

№ СтатьиИзменения
11Содержит информацию о реабилитационной программе в индивидуальном порядке, которая предусмотрена для гражданина с ограниченными возможностями. Каковы виды, объемы и сроки
15Инвалид имеет право получить доступ без препятствий к социальным, инженерным или транспортным объектам
17Получение льготного жилья. Для семей, где проживают инвалиды, предусмотрена возможность встать на учет, если они испытывают необходимость в улучшении жилищных условий в соответствии с принятыми законодательными мерами
23Представлены трудовые условия, которые должны быть обеспечены для инвалидов различной группы. Организация, в которой работает инвалид, обязана создать все необходимые условия для осуществления трудовой деятельности. При ограничении работы в 35 часов за неделю, полный объем зарплаты должен быть сохранен
28Описание обслуживания в социальной и бытовой сфере деятельности. При необходимости помощь может быть предоставлена как на дому, так и в специализированных учреждениях

Общие положения

К общим положениям, представленным в 181-ФЗ, в первую очередь относится определение понятия «инвалид» в качестве отдельной социальной категории. Также устанавливаются основания, которые предполагают присвоение данной категории.

Первоначально специалисты обращали внимание исключительно на биологический аспект, но со временем данное понятие было расширено с включением социальных факторов.

Закон о выплатах пенсионерам за взрослых детей в 2020 году. Подробнее тут.

Касательно установления детской инвалидности, данная категория устанавливается в соответствии с имеющимися физическими расстройствами. Ограничения накладываются при частичной или полной утрате возможности обслуживать себя самостоятельно.

Ребенок не имеет возможности в силу особенностей организма самостоятельно осуществлять передвижение, ориентироваться в пространстве, выполнять социальную функцию, а также выполнять трудовую деятельность.

Социальная защита предполагает наличие совокупности мер, направленных на обеспечение инвалида социальными, экономическими и техническими благами.

К экономическим мерам относят:

  1. Наличие реабилитационных заведений и мероприятий, которые помогают обеспечить социальную интеграцию
  2. Техническое оснащение реабилитационных центров
  3. Создание дополнительных рабочих мест на предприятиях для тех инвалидов, которые способны трудиться с рядом ограничений.
Читать еще:  Инвалидность 1 группа рабочая или нет

К социальным мерам защиты относят следующие аспекты:

  1. Получение правовой консультации по возникающим вопросам
  2. Разработка дополнительных льготных условий в различных сферах деятельности
  3. Освещение проблем инвалидности в структурах СМИ.

Медико-социальная экспертиза

Согласно 181-ФЗ медико-социальной экспертизой является комплекс мероприятий, направленных на установление и присвоение категории инвалидности. Цель мероприятий – обеспечение необходимой социальной, экономической защиты с включением необходимых реабилитационных программ.

Экспертиза строится на основании комплексных оценок функционального состояния организма, а также посредством анализа социальных, трудовых и психологических данных, связанных со специально разработанными критериями и параметрами оценок.

Они разрабатываются в соответствии с принятыми общими положениями и утверждаются в установленном порядке.

Реабилитация и абилитация

Реабилитация – это систематизированный процесс, действие которого направлено на поддержание или восстановление функций организма (частичное или полное восстановление способностей, которые были утрачены гражданином в связи с профессиональной или бытовой сферой деятельности).

Абилитация – формирование или приобретение новых способностей, ранее отсутствующие в процессе бытовой, экономической или социальной сферах деятельности.

Основная цель проведения реабилитационных процедур – это восстановление функций и навыков, которые были утрачены по определенным обстоятельствам.

К основным задачам можно отнести следующие аспекты:

  1. Максимально оперативное восстановление функций организма
  2. Возможность улучшения общего состояния инвалида с минимизацией последствий в результате полученной травмы
  3. Сохранение и поддержание жизнедеятельности
  4. Предупреждение развития травм или ухудшения общего здоровья, влекущих за собой появление инвалидности
  5. Реабилитация в различных сферах деятельности
  6. Возможность продолжения рабочего процесса.

Как правило, абилитация – это мероприятия, которые используются для детей сразу после рождения при выявлении физических дефектов. В случае реабилитации – это мероприятия, которые проводятся с целью восстановления утраченных функций.

Обеспечение жизнедеятельности

В законе 181-ФЗ для обеспечения жизнедеятельности предусмотрено выполнение следующих мер:

  1. Обеспечение полного доступа к жилым постройкам, общественным и производственным зданиям. Посещение оздоровительных физкультурных мероприятий
  2. Использование любого вида транспорта (железнодорожного, водного, автомобильного или авиа). Передвижение посредством междугороднего транспорта
  3. Самостоятельное передвижение по социальным, инженерным или транспортным структурам
  4. Сопровождение при передвижении для инвалидов, у которых диагностированы зрительные функциональные нарушения или расстройства, которые не дают возможности самостоятельно передвигаться по социальным объектам
  5. Размещение специального оборудования с целью полного обеспечения для поддержания нормальной жизнедеятельности
  6. Дубляж информации для инвалидов со зрительными и слуховыми расстройствами.

Общественные объединения

Существует 4 категории общественных объединений, предусмотренные в 181-ФЗ:

  1. Общероссийские. Деятельность происходит на территории множества (больше половины) региональных субъектных единиц в РФ в соответствии с поставленными целями и планами. Как правило, открывается множество филиалов и подразделений
  2. Межрегиональные. Поставленные цели и задачи объединений выполняются на территории субъектов, которые составляют меньше половины всего государственного масштаба
  3. Региональные. Деятельность объединений распространяется только на определенный регион страны
  4. Местные. Деятельность объединения контролируется и осуществляется посредством местных управленческих органов.

Заключительные положения

В заключительной части закона 181-ФЗ представлены статьи 27,28 и 29, в которых говорится о приведении нормативной части в установленный формат российским законодательством.

В соответствии с 29 статьей все изменения вступают в силу после подписания новых поправок президентов РФ.

Как получить выплаты из материнского капитала в 2020 году наличными? Ответ по ссылке.

2 ндфл онлайн заполнение на 2020 год. Узнайте, как это сделать далее.

С 1995 года закон 181-ФЗ не претерпел существенных изменений. На основании предложенного законодательного проекта, инвалиды имеют право получать социальную, экономическую и техническую поддержку для обеспечения всех необходимых условий для жизнедеятельности социальной категории.

Закон о социальной защите инвалидов

6 минут Марина Семенова 194

Люди с увечьями или утраченным здоровьем признаны во всём мире незащищённым слоем населения. Эта уязвимость отражается как на моральном состоянии человека, так и в материальном плане. В зависимости от степени повреждения самочувствия инвалиды разделены на категории, что также отражается на степени поддержки этим людям. Для упорядочивания системы мероприятий, проводимых государством, разработан «Закон о социальной защите инвалидов в РФ».

Общие принципы закона

Настоящему нормативу было положено начало в 1995 году. Редакция акта в нашей стране, так же, как и во многих постсоветских странах, например в РК, основывалось на Законе СССР «Об основных началах социальной защищённости инвалидов в СССР». С тех пор норматив претерпел некоторые изменения, отдельные его главы утратили силу. Для его усовершенствования в 2016 были внесены поправки в виде ФЗ- 419. Общая концепция движется в сторону улучшения по отношению к уязвлённому в самочувствии населению.

Нетрудоспособность лица, по ст.1, определяется специальной экспертной комиссией медицинских работников. В своей работе они руководствуются инструкциями и положениями о работе этой комиссии. Основным параметром, закреплённым в разделах законодательства, для определения немощи является способность человека обеспечивать свою жизнедеятельность самостоятельно, при этом производя действия осмысленного характера и характерные для определённой ситуации.

Читать еще:  Когда выплачивают материнский капитал за второго ребенка

В зависимости от степени этой самостоятельности медэкспертами устанавливается способность особы к работе или устанавливается нерабочая группа инвалидности. Детям не старше 18 лет устанавливается общая категория ребенок-инвалид. Определение группы недееспособности возможно только после достижения ими совершеннолетия. Объясняется это тем, что в процессе развития подрастающего организма сложно определить степень самостоятельности. Только у сформировавшегося человека, возможно, выявить степень отсутствия здоровья.

Статьёй 2 государство возлагает на себя обязательства по охране прав недееспособных каждой группы. Также обязуется обеспечить неполноценному гражданину жизнедеятельность на равных условиях с иными согражданами, а в случае необходимости – обеспечить дополнительные условия с целью достижения равенства.

Меры по социальной поддержке, закреплённые законом

Пенсия по инвалидности и соцзащита недееспособных лиц нашли своё отражение в статьях ФЗ 181. Нормативы установили порядок оформления материальной поддержки и дополнительных выплат, выраженных в льготах и различных привилегиях.

К таким можно отнести:

  • Выплату денежной суммы ежемесячной регулярности, размер которой отличается в зависимости от группы инвалидности. Подлежит ежегодной индексации.
  • Компенсация оплаты на муниципальное жильё в размере 50%.
  • Ежемесячное компенсирование оплаты коммунальных услуг.
  • Обеспечение жильем, с оговоркой в нуждаемости улучшения условий проживания и постановке на учет до 2005. При наличии тяжёлой формы хронического заболевания и детям-сиротам, имеющим инвалидность, жильё предоставляется вне очереди. Нормативы наделения жилищем детально прописаны ст.17.
  • Выдача техсредств согласно ИПРА.
  • Статья 15 обязывает госорганам предоставление условий беспрепятственного доступа к инфраструктуре.
  • Получение льгот в реализации права на образование.
  • Закрепление соц-бытового обслуживания на дому или в спецучреждениях.

В случае получения инвалидности в процессе выполнения трудовых обязанностей выявляется виновный в нанесении непоправимого ущерба здоровью. Если им становится стороннее лицо, то, согласно ст.6 ФЗ, это рассматривается как причинение вреда и влечёт за собой ответственность различного направления и тяжести.

Трудовые права инвалидов

В ФЗ-181 также нашли отражение, основные положения трудовой деятельности, предназначенные инвалидам. Их классификация выглядит следующим образом:

  • За работодателями закреплена квота. Статья 21 определяет порядок расчёта квотирования рабочих мест.
  • Обозначено создание отдельных специальных рабочих мест для особенных сотрудников.
  • Условия труда нездоровых людей регламентированы. Их создание определялось на основании тестирования соотношения возможности больного и требований КЗоТ.

Уволить работающего неполноценного сотрудника можно, только если в соответствии с медицинским заключением, он признан полностью недеятельным. Такой документ выдаётся в порядке, установленном ФЗ.

Понятие реабилитация и абилитация в законе

Процесс восстановления отсутствовавших у человека способностей к бытовой и профессиональной деятельности определяетсяст.8 ФЗ-181 как абилитация.

В с.10 установлены методы, которыми может выражаться реабилитация и абилитация нетрудоспособных лиц:

  • Физкультурные мероприятия и спортивные действия.
  • Социально – культурное и психологическое привлечение человека к социуму.
  • Профессиональное обучение и занятость нездоровой особы.
  • Медицинское вмешательство.

Реализации этих методов осуществляется с необходимыми вспомогательными техсредствами, предоставленными на бесплатной основе. Эта основа контролируется и проводится госорганами в обязательном порядке.

Выбор каждого индивида своих мер происходит, исходя из его состояния здоровья по назначаемой программе. Условия назначения ИПРА регулируется ст.11. Программа включает сбалансированный комплекс мер адаптивного характера с установленными сроками, по истечении которых больной проходит проверочные тесты на динамику своего состояния. Все меры, указанные в программе, также проводятся на бесплатной основе.

Разработанная программа должна отвечать существующим нормам. При этом гражданин может отказаться от определенного вида назначенных ему мероприятий.

К таким случаям относится покупка:

  • аппаратуры для ухода за тяжелобольным;
  • средства для осуществления самообслуживания;
  • спецтехника для обучения;
  • протезные детали;
  • средства для возможности передвижения;
  • спортивный инвентарь.

Необходимость в индивидуальном обеспечении определяется МСЭк.

Обеспечение жизнедеятельности

Законодательством установлена ст.4, которая регламентирует обязанность госорганов обеспечивать поддержку неспособных особ необходимыми условиями для их полноценной жизнедеятельности. К этим условиям относятся следующие виды жизнедеятельности человека:

  • Доступ к информации людям с ограниченными возможностями по слуху и зрению. Государство обязано курировать выпуск литературы для слепых, а также предоставлять комментарий сурдопереводчика при трансляции программ ТВ. Для незрячих граждан существует возможность зафиксировать свою подпись при нотариусе с возможностью дальнейшего ее применения.
  • Обеспечение доступа к инфраструктуре населённого пункта. Пункты закона гарантируют неполноценным гражданам создание местными органами условий для беспрепятственного перемещения нездоровых людей в общественном транспорте и других общедоступных местах. По закону особенным людям выделяются специальные льготные места на парковках и других местах для удобства использования их инвалидами.
  • Бесплатная медицинская помощь.

Все указанные аспекты подлежат безоговорочному предоставлению нуждающимся нездоровым людям госорганами. Несоблюдение этого требования влечёт за собой ответственность по КоАП и УК.

Законодательством России предусмотрен широкий спектр государственной поддержки для лиц пенсионного статуса на безоплатной основе. В действительности этот закон работает не в полной мере, связано это с тем, что местные госорганы не полноценно контролируют его исполнение всеми частными особами и юрлицами, причастными к его реализации.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector