0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Занятость инвалидов в россии

Занятость инвалидов в россии

Трудоустройство инвалидов

Найти работу:

Основная часть мер государственной поддержки, на которую могут рассчитывать инвалиды в Российской Федерации, осуществляется Пенсионным фондом России, который предоставляет несколько видов пенсий по случаю инвалидности, а также несколько видов социальных выплат инвалидам.

Самой распространенной пенсией ПФР для инвалидов сегодня является страховая пенсия по инвалидности. Этот вид пенсии назначается любому гражданину, признанному инвалидом, если у него есть хотя бы один день страхового стажа. Для ее получения необходимо обратиться в отделение Пенсионного Фонда России.

Если же человек с инвалидностью никогда не работал и не имеет страхового стажа, Пенсионный фонд выплачивает ему социальную пенсию по инвалидности.

Главным видом социальной поддержки инвалидов и одновременно одной из самых массовых выплат Пенсионного фонда является ежемесячная денежная выплата (ЕДВ). Наряду с инвалидами она выплачивается и другим гражданам, пользующимся федеральными льготами.

Получающим ЕДВ инвалидам также предоставляется набор социальных услуг, включающий в себя:

  • лекарственные препараты для медицинского применения по рецептам, медицинские изделия по рецептам, специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов;
  • путевки на санаторно-курортное лечение для профилактики основных заболеваний;
  • бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Граждане, имеющие 1 группу инвалидности, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях для сопровождающего их лица второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Размер НСУ с 1 февраля 2016 года — 995 рублей 23 копейки в месяц

Натуральная форма
Набор социальных услуг включает в себя:
Денежный эквивалент
Обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов766 рублей 55 копеек
Предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд118 рублей 59 копеек
Бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно110 рублей 9 копеек

Выплаты Пенсионного фонда предусмотрены не только для граждан с инвалидностью, но и для тех, кто ухаживает за ними. Для неработающих трудоспособных граждан, ухаживающих за инвалидами I группы, такая выплата сегодня составляет 1 200 рублей в месяц. Тем, кто осуществляет уход за детьми-инвалидами или инвалидами с детства I группы, размер выплаты может в разных случаях составлять 1 200 или 5 500 рублей.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:

  • установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;
  • резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;
  • стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;
  • создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;
  • создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов; создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов; организации обучения инвалидов новым профессиям.

Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Итоги года: социальная защита инвалидов

27 декабря 2018

Федеральный реестр инвалидов

Федеральная государственная информационная система «Федеральный реестр инвалидов» введена в эксплуатацию с 1 января 2017 года.

По состоянию на 1 ноября 2018 года, по данным Федерального реестра инвалидов, в Российской Федерации насчитывается 12 млн инвалидов, в том числе 665,7 тыс. детей-инвалидов.

В Реестре для каждого инвалида предоставлен доступ к «личному кабинету», в котором отражается информация обо всех денежных выплатах и других мерах социальной поддержки инвалида, о ходе реализации его индивидуальной программы реабилитации или абилитации.

Через «личный кабинет» можно получить государственные услуги в электронной форме, оставить отзыв об их качестве и при необходимости подать жалобу.

Реестр интегрирован с базой вакансий «Работа в России», что помогает информировать инвалидов о специальных категориях вакансий.

Реестр позволяет осуществлять в Российской Федерации сбор надлежащей информации об инвалидах с целью выработки в отношении них эффективных государственных мер. Также он повышает информированность самих инвалидов о доступных для них государственных услугах и мерах социальной защиты (поддержки).

Благодаря работе Реестра сведения из документов, выдаваемых учреждениями медико-социальной экспертизы, теперь могут быть запрошены для предоставления государственных и муниципальных услуг из указанной информационной системы в порядке межведомственного взаимодействия, и предоставления документа в бумажном виде самим инвалидом уже не требуется.

Сведения из Реестра используются Пенсионным фондом России при назначении пенсии и выплат. В дальнейшем планируется распространить такую практику и на другие услуги, в связи с чем в ноябре 2018 года Правительство России внесло в Госдуму России соответствующий проект федерального закона (подготовлен Минтрудом России).

Реализация государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы

В рамках реализации Госпрограммы «Доступная среда» субъектам Российской Федерации предоставляются субсидии из федерального бюджета на мероприятия по:

  • обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (субсидия по линии Минтруда России) – с 2013 года по 2018 год;
  • созданию в дошкольных образовательных, общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования детей (в том числе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам) условий для получения детьми-инвалидами качественного образования (субсидия по линии Минобрнауки России) – с 2011 года по 2020 год;
  • поддержке учреждений спортивной направленности по адаптивной физической культуре и спорту; закупаются оборудование, инвентарь и экипировка, компьютерная и орг техника, транспортные средства для оснащения указанных учреждений (субсидия по линии Минспорта России) – с 2011 года по 2020 год.

За период реализации Госпрограммы в рамках субсидий регионам:

  • по линии Минтруда России дооборудовано 21,15 тыс. приоритетных объектов, что составляет 57,7 % от общего их количества (около 36,6 тыс.). К концу 2018 года запланировано обеспечить доступность около 23,5 тыс. приоритетных объекта, что составляет 64,2 % от общего количества приоритетных объектов (около 36,6 тыс.).
  • по линии Минобрнауки России (Минпросвещения России) количество школ, в которых обучаются дети-инвалиды, увеличилось в 4,8 раза – с 2 000 в 2011 году до 9 676 (22,4 %) к концу 2017 года. Общее количество дошкольных образовательных организаций, в которых с 2016 года создана универсальная безбарьерная среда на конец 2017 года составляет 7 079 (17,1 %).

Из федерального бюджета субъектам РФ на реализацию мероприятий региональных программ по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, предусмотрена субсидия за счет федеральных средств на 2019 году в объеме 503 млн рублей. Субсидия будет предоставляться 18 субъектам РФ, прошедшим отбор на Координационном совете по контролю за реализацией Госпрограммы.

Трудоустройство инвалидов и сопровождаемая занятость

В настоящее время стабильную работу (работают не менее четырех месяцев в году) имеют 28 % инвалидов трудоспособного возраста. Принимаемые меры рассчитаны, как минимум, на увеличение их доли до 50 % к 2025 году.

По данным регионов, численность инвалидов, трудоустроенных при посредничестве органов службы занятости, за январь – сентябрь 2018 года составила 62,75 тыс. человек, что на 1,8 тыс. человек или на 2,9 % больше, чем за соответствующий период 2017 года (согласно данных ежемесячного мониторинга). Из числа трудоустроенных инвалидов на постоянные рабочие места трудоустроено 37,8 тыс. человек или 60,19 % от общего количества трудоустроенных. Уровень трудоустройства инвалидов за 9 месяцев 2018 года вырос на 4,98 % по сравнению с аналогичным периодом 2017 года.

В 2017 году Правительством России утвержден план мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов на 2017-2020 годы. Основные направления плана мероприятий предусматривают: совершенствование механизма контроля за трудоустройством инвалидов на квотируемые рабочие места; повышение эффективности работы органов службы занятости; создание условий для расширения возможностей трудоустройства инвалидов.

С 2017 года субъекты РФ приступили к реализации региональных программ сопровождения инвалидов молодого возраста при трудоустройстве. В 2018 году количество субъектов в которых реализуются такие программы составило 80, остальные пять регионов планируют принять их до конца года.

С 1 января 2019 года вступает в силу Федеральный закон от 29 декабря 2017 года № 476-ФЗ, которым установлена новая государственная услуга – сопровождение при содействии занятости инвалидов, а также определен механизм ее реализации.

При этом предусмотрено функциональное взаимодействие органов занятости, учреждений медико-социальной экспертизы, волонтерских организаций, работодателей и наставников. На консолидацию усилий всего общества в содействии трудоустройству инвалидов направлена ведущаяся сейчас подготовка предложений по преобразованию механизма квотирования для них рабочих мест.

Технические средства реабилитации и услуги

Впервые за многие годы в 2018 году расширен федеральный перечень реабилитационных средств. В него включены брайлевский дисплей и программное обеспечение экранного доступа – необходимые условия коммуникации для инвалидов по зрению.

Для инвалидов с одновременным нарушением слуха и зрения (слепоглухих) с этого года был установлен повышенный объем бесплатно предоставляемых им услуг тифлосурдоперевода. С учетом степени нарушения он может достигать до 240 часов в год.

Кроме того, на получение реабилитационных средств, не вошедших в федеральный перечень, можно использовать материнский капитал.

Для обеспечения инвалиду возможности избрать наиболее подходящее ему средство реабилитации с 2020 года в соответствии с поручением Президента России планируется введение еще одного механизма – электронного сертификата.

Медико-социальная экспертиза

В 2018 году расширен перечень заболеваний, при которых инвалидность устанавливается при первом обращении бессрочно, а детям – до достижения совершеннолетия.

Определены случаи прохождения заочного освидетельствования. Упрощена процедура внесения изменений в программы реабилитации без пересмотра группы инвалидности или срока ее установления.

Обмен документацией между медицинскими организациями и учреждениями МСЭ уже осуществляется без участия инвалидов. В дальнейшем это будет осуществляться в электронном формате.

Эти меры позволили сделать установление инвалидности более удобным для 3 млн человек, ежегодно получающих услуги по медико-социальной экспертизе.

Работа по совершенствованию МСЭ будет продолжаться.

Безработный по здоровью: что мешает трудоустройству инвалидов в России?

Проблема трудоустройства инвалидов – одна из самых значимых в социальной сфере, наряду с пенсиями и пособиями. По информации ПФР, в России официально зарегистрировано свыше 12 млн граждан с установленной инвалидностью, и только четверть из них задействована на рынке труда. В условиях экономической нестабильности ситуация с поиском работы становится все запущенней – даже государственные центры занятости способны обеспечить работой лишь треть обратившихся инвалидов. В связи с этим эксперты называют безработицу самой главной проблемой россиян, физические возможности которых ограничены.

Для решения этого вопроса Минтруд разработал законопроект, которым планирует повысить занятость среди граждан с инвалидностью. Чиновники прогнозируют, что в течение следующих 8 лет, уровень занятости среди этой категории населения вырастет как минимум на 100% – планируется трудоустроить половину всех российских инвалидов. Но принять закон – это одно, а реально побороть сложившиеся в обществе стереотипы и препятствия – совершенно другое. Что мешает повышению уровня занятости среди инвалидов и как власть планирует решать эту проблему? Карьерист.ру постарался разобраться в ситуации.

Всем – по рабочему месту

В ПФР утверждают, что по их данным, в России проживает свыше 12 млн граждан с ограниченными физическими возможностями, причем граждан нетрудоспособного возраста (детей) из них – лишь 5%. Из остальных, по данным Минтруда, работает лишь 25,3%, что существенно меньше показателя развитых стран Запада. Государственные центры занятости активно занимаются трудоустройством обратившихся к ним инвалидов – столичные власти даже разработали для этого специальную программу. Тем не менее результаты работы бирж труда оставляют желать лучшего – из числа обратившихся рабочее место получает максимум 35%.

Дабы исправить сложившийся тренд, Минтруд разработал законопроект, согласно которому органы занятости будут обязаны в своей деятельности проявлять инициативу для поиска работы и трудоустройства инвалидов. Модель их работы будет выстраиваться таким образом, что учреждения медико-социальной экспертизы будут информировать центры занятости про наличие у инвалидов желания трудиться. Фактически информация о желании инвалида найти работу будет поступать в момент оформления инвалидности, и сразу после этого она будет передаваться в биржи труда.

В России проживает свыше 12 млн граждан с ограниченными физическими возможностями, причем граждан нетрудоспособного возраста (детей) из них – лишь 5%

Мониторинг на начальном этапе позволит не только оперативно подобрать таким гражданам рабочее место, но и сразу определить, кто из них и в какой мере способен к труду, исходя и из его физических возможностей. Более того, тем инвалидам, которые в результате инвалидности получили серьезные ограничения в жизнедеятельности, будет оказано особое содействие в занятости, в рамках их программ реабилитации.

Как отмечают в некоторых центрах занятости, с трудоустройством инвалидов часто возникают проблемы, вызванные вовсе не их физическим здоровьем, а отсутствием образования. Например, на Ямале, доля граждан с ограниченными возможностями, имеющих высшее образование, составляет лишь 15%, еще 35% имеют среднее профессиональное, а половина имеет лишь школьные аттестаты. Но, несмотря на это, Минтруд прогнозирует, что в результате принятия предложенного им закона и его работы, за будущие 2 года количество занятых на рынке труда инвалидов вырастет до 40%, а за 4 года – до половины всех инвалидов по стране.

Среда стереотипов

Проблемы с трудоустройством инвалидов, по мнению экспертов, вызваны не только отсутствием у них образования и пассивностью в вопросах социальной адаптации. Стереотипы со стороны множества компаний, а также условия окружающей среды играют в этом вопросе не меньшую роль. Работодатели осознано дискриминируют граждан с ограниченными возможностями, будучи уверенными, что они просто неспособны к полноценному труду. И неприспособленность общественных мест и транспорта к жизнедеятельности инвалидов лишь добавляет им уверенности в этом. И если мнение работодателей изменить пока не получается, вопросами приспособленности заниматься начали довольно активно.

Самым масштабным и известным на сегодня проектом является «Доступная среда» – программа, по которой с 2011 года социальная инфраструктура приспосабливается для посещения ее инвалидами – в поликлиниках устанавливаются пандусы, обустраиваются парковочные места, ставят кнопки вызова и т.д. Но, речь идет не только о стандартных приспособлениях – специализированным оборудованием для разных категорий инвалидов с начала работы программы оснащены почти 20 тыс. объектов инфраструктуры, и до 2020 года планируется обустроить еще столько же. Например, в аэропорту Самары появится лифт для посадки инвалидов на борт самолетов – сегодня помощь в посадке предоставляет специальная группа. В других городах разрабатываются специальные маршруты для инвалидов, а новые строительные объекты принимаются в эксплуатацию лишь при условии их приспособленности к гражданам с ограниченными способностями.

Еще один вариант поддержки – субсидирование работодателей, трудоустраивающих инвалидов и обустраивающих их рабочие места. Но самым эффективным способом стимулирования повышения занятости среди инвалидов можно считать, все же, обучение инвалидов тем специальностям, по которым они могут создать конкуренцию на рынке труда. Обычно они получают образование для работы бухгалтерами, продавцами, слесарями, IT-шниками, администраторами, операторами и т.д.

Выход за рамки

Даже несмотря на множество барьеров и сложностей, многие инвалиды не выбирают легкие пути и комфортные варианты, и трудоустраиваются туда, где найти работу сложно даже физически полноценным гражданам. Например, на Урале слабослышащие работают в ювелирных компаниях, а в инвалиды по зрению из Сочи – экскурсоводами. Нередко люди берут вопросы трудоустройства и социальной адаптации и в свои руки. Например, пензенские колясочники организовали собственный реабилитационный центр, где они не только живут вместе и помогают друг другу в быту, но и самостоятельно организуют рабочие места. В Пензе, в частности, работает такая типография и уникальное в своем роде развлекательное заведение для инвалидов.

Нередко люди берут вопросы трудоустройства и социальной адаптации и в свои руки.

Последний пример, по сути, самый яркий, ведь организация собственного бизнеса для инвалида, позволяет ему не только трудоустроиться самому, но и трудоустроить таких же, как он граждан. Более того, государственные службы занятости готовы даже предоставить небольшое финансирование для этого. Например, в Томске, россиянам с ограниченными возможностями, если их бизнес-план понравится соответствующей комиссии, предоставляют по 60 тыс. рублей для его реализации, плюс компенсируют расходы на регистрацию ИП или юр. лица.

И чтоб такие уникальные случаи переросли в положительную тенденцию, государство должно перестроить системную работу служб занятости, которые будут не только подыскивать рабочие места и выдавать направления, но и сопровождать весь процесс интеграции гражданина на рынок труда. И хоть «помощь в составлении резюме» и прочие меры поддержки и так входят в обязанности центров занятости, это нужно конкретно уточнить на законодательном уровне. Впрочем, это было бы полезно не только для граждан с проблемами, но и для полноценно здоровых россиян, проблемы занятости которых важны не меньше занятости инвалидов.

Читать еще:  Если припарковался на месте для инвалидов
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector